Дюна
кино, вино и сериалы,  нет, сынок, это фантастика,  старое сериало-кино

Dune/Дюна 1984

У меня в последнее время такая бурная и занятая жизнь в реале, что про кино некогда побухтеть! А побухтеть очень хочется, потому что после новой «Дюны» я посмотрела «Дюну» Дэвида Линча 1984 года выпуска, и это восхитительный трэш!

Восхитительный трэш

Тут есть все, что должно быть в трэшовом фильме 80-х: смешные устаревшие спецэффекты, переигрывающие актёры, внезапные хорошие британские актёры (Например, здесь играет сэр Патрик Стюарт, что добавляет смыслов для фанатов Стар Трэка), дурацкая любовная линия, как в современном российском кино — мужчина и женщина посмотрели друг на друга, значит, у них любовь! Героини написаны так, что неважно хорошие или плохие, в конечном счете, они все равно скачут вокруг мужиков. 

Пара моих любимых комедий с элементами мистики в качестве примера: ​​Бодрость духов и Логово белого червя

По отдельности эти элементы встречаются не только в трэше. Но как-то так вышло, что если фильм из 80-х и смотрится так плохо, что даже хорошо, там будет как минимум три этих элемента 🤷‍♀️

«Дюна» впечатляет

Но при всех косяках старая «Дюна» по-своему впечатляет. Прежде всего дизайном декораций. Они не такие монументальные, как в новой, но они запоминаются, потому что художники подошли к делу с фантазией и не ограничивали себя просто потому, что технические возможности не безграничны. Есть по-настоящему удачные костюмы (банальных, впрочем, тоже хватает). Главная музыкальная тема из разряда простых, но эффектных.

Дэвид Линч, говорят, роман не читал, но истории он рассказывать умеет, и в «Дюне» это видно. Первая половина фильма похожа по сюжету на фильм Вильнева, и она правда интересная. Но Линчу пришлось упихивать весь огромный роман в один фильм, поэтому во второй половине сюжет срывает с катушек. Новые персонажи намечаются пунктиром, а про старых то и дело забывают. Плюс Линч делал интерпретацию, поэтому заканчивается все логично и одновременно странно. И разумеется, фильм значительно упрощает роман, и мораль тут вообще не та.

«Дюна» 1984 даже на фоне нового фильма  кажется наивной и словно для подростков. Что для меня достоинство, а не недостаток.

«Дюна» не впечатляет

Недостатков и без этого хватает. Я уже это сказала, но повторюсь ещё раз: паршиво написанные женские персонажи с унылыми и банальными линиями 🤦 . Тётеньки, которые тайно правят миром и занимаются евгеникой, выглядят скучно. Это вот как? 🙄 Остальные — просто мебель, особенно Чани, которую в новой версии играет Зендея.

К слову о Зендее. В старом фильме белые люди даже там, где по логике должны быть не белые. Это я про жителей Дюны. Можете фыркать, но блин, сплошные европейцы в ролях коренных жителей пустынь… ну такое 😒 

И троп «белый спаситель» вообще никак не прикрыт: пришёл хороший белый человек на колонизированную планету и всех спас от плохих белых же колонизаторов. А местные одновременно демонстрируют экзотическую мудрость и требуют управления и обучения, как малые дети🤦‍♀️ Чем ближе к финалу, тем больше дыры в сюжете и тем длиннее хвосты. И не забудем про вагиномонстров! Местные черви в переднего краю не так сильно похожи на гениталии, как одно там создание из Звездного десанта, но тем менее, vagina dentata при желании можно в этом усмотреть.

Актеры и актрисы

Что делает эту «Дюну» такой плохой, что она даже хорошая? По-моему, актеры и актрисы. Переигрывающие делают это со смаком. Барон Харконнен тут просто ходячее, точнее, летающее воплощение трэша. Молодой агент Купер из «Твин Пикс» (Кайл МакЛоклен) слишком взрослый для подростка. Но и не пытается играть школьника. В сценарии прописан парень постарше, чем в книге. Так что он особых нареканий у меня не вызывает. (Хотя интерпретация Шаломе мне кажется интереснее). Матери главного героя во второй половине совсем нечего делать. А жаль, Франческа Аннис — актриса отличная (хоть и старше МакЛоклена всего на 15 лет), в начале фильма видно, какой у нее потенциал. Даже глава ордена коварных тётенек тут ничуть не хуже Шарлотты Рэмплинг. Бонусом идет певец Стинг в небольшой злодейской роли.

Короче, если вы любите трэш и старую фантастику (так, как люблю их я), это отличное кино на вечер. Но если вы хотите уважительную экранизацию «Дюны», вам все-таки к Дени Вильневу. Еще бы продолжение не пришлось ждать вечно…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *