Последняя дуэль
драмы, трагедии и всякое серьезное кино,  кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  тру стори

The last duel/ Последняя дуэль 2021

Триггер-ворнинг на изнасилование. Без наготы и подробностей, но в кадре. Ну и поединок в конце будет кровавый и с подробностями.

Прям самая последняя дуэль?

14 век, Франция. Если вы думаете, что это как-то рановато для последней дуэли (а как же мушкетеры?🙀), вы думаете правильно. Это не последняя дуэль, это последнее законно разрешённое trial by combat, суд поединком. Это когда суд не может решить, кто прав, кто виноват, и две стороны или их представители дерутся насмерть. Кто победил, тот и говорил правду, потому что на его стороне типа был бог. Чуть менее безнадежно, чем закидывание женщин в воду, чтобы определить, ведьмы они или нет. Но тоже сомнительный метод средневекового судопроизводства.

По каком поводу дрались?

Два мужика дружили (у них есть имена, но я их буду гордо называть Мэтт Дэймон и Адам Драйвер, потому что они их играют! 😁). Потом они посрались из-за куска земли, который оказался у Драйвера, хотя был в приданном жены Дэймона (ее играет Джоди Комер, и она молодчинка! Это так не похоже на Вилланель, что о ней даже не вспоминаешь). Затем должность, которую занимал батя Дэймона, перешла к Драйверу, а не к нему! А потом Драйвер приперся к бывшему другу домой, когда того не было, и изнасиловал его жену. И Дэймон теперь жаждет возмездия и справедливости!

По крайней мере, так выглядит сюжет с точки зрения Дэймона. Фишка этой картины в том, что там одна и та же история с небольшими изменениями рассказывается с трёх точек зрения: мужа, насильника и, собственно, жены. Привет Куросаве типа. Но, к счастью, это не становится оправданием изнасилования! 💪🏻 Прием просто позволяет раскрыть персонажей с разных сторон, и к финальной битве ты уже настолько в теме, что реально за людей переживаешь! Что для  эпичного исторического фильма достижение, я считаю.

Точки зрения

Мэтт Дэймон, ну то есть, конечно, его герой думает, что он парень неплохой(тм) и его несправедливо обидели.

Его бывший дружбан-Драйвер думает, что у него эго размером с Францию, он вечно ущемляется из-за ерунды и не умеет общаться с влиятельными людьми. Не то что он сам, обаятельный-привлекательный. Он-то вот с местным графом дружит (читай бухает и трахает тётенек, чьё положение и согласие вызывает вопросы). И имеет с этого отличный профит.

Графа, кстати, играет Бен Аффлек, и я его аж не узнала! Мужик так развлекается в этой роли! Его, по-моему, так удачно не кастили со времен “Исчезнувшей”. Он играет злодейского злодея, средневекового французского мажора, родственника короля, который творит всё, что хочет, и ему всё сходит в рук. Социальный комментарий из 14 века свежести не потерял, ага.

Дык вот, Драйвер думает, что у него с героиней Джоди Комер, Маргаритой, великая любовь. И это прям в лучших традициях поэтов: они встречались лично полтора раза, он видел про нее романтический сон, и теперь усё, он ее любит. И он думает, что и она его тоже! Он прям уверен, что он-то ее ценит и понимает, не то что её муж-тупое бревно. Начинаешь прям думать, что бы Данте сделал с Беатриче, попадись она ему одна в комнате 🤦‍♀️

Изнасилование и тест для ваших потенциальных партнеров

Что меня очень порадовало в «Последней дуэли»? Там показывают изнасилование с точки зрения насильника, который уверен, что у него с девушкой великая любовь. И даже так очевидно, что это изнасилование. Она говорит “нет” много раз, она сопротивляется, она просит его уйти. Разумеется, он считает, что она это делает «для приличия», она же дворянка. Но вы-то видите и слышите.

Так что если вам нужно было кино, чтобы протестировать потенциальных бойфрендов на тему изнасилований и активного согласия, это оно. Если мужчина, с которым вы это смотрите, считает, что героиня Джоди Комер “сама этого хочет”, бегите.

Правда

Чтобы ни у кого окончательно не осталось сомнений, в третьей части всю историю показывают с точки зрения Маргариты де Карруж, с которой, собственно, всё это случилось. И когда сцену изнасилования показывают второй раз (да, её покажут дважды, но по-разному) сомнений уже нет никаких.

Надо отдать должное Ридли Скотту (это его фильм). Это, конечно, кино с фемповесткой от богатого влиятельного старого белого мужика (см. Спилберг и Секретное досье). К которому написали сценарий два таких же мужика, но помоложе — Аффлек и Дэймон. Слава богу, они додумались позвать сценаристку (и режиссерку) Николь Холофсенер на помощь. А то бы прям выглядело… ну такое.

Но когда встает вопрос о том, чья версия событий правдивая, фильм не оставляет сомнений. И режиссёр, и сценарий на стороне Маргариты- Джоди Комер. Тем забавнее смотреть, как для неё выглядят герои Дэймона и Драйвера!

Маргарита о муже

С точки зрения своей супруги, Дэймон и правда не шибко умный вояка, который её не ценит и не понимает, и которому она нужна для размножения. А ребенок у них как раз не получается. И тут фильм жестоко меня наколол.

Сначала этот самый муж спрашивает жену: “Ты кончила?” И я такая: Ого! В 14 веке во Франции кого-то волнует женский оргазм??? Вот это они продвинутые! А потом это разворачивают против самой женщины!

‼ СПОЙЛЕР ‼

Потому что оказывается в 14 веке во Франции верили, что если женщина не испытала оргазм, она не может забеременеть. “Это научный факт!” — кричит толпа мужиков на суде 🤦 Супружеский секс у Маргариты периодически лучше назвать супружеским изнасилованием, но она никак не забеременеет. А вот после несупружеского изнасилования все получается… Угадайте, что будет на суде.

Но вообще, господи, бедная женщина! Муж против насильника — просто наименьшее из зол…

Актеры

Мэтт Дэймон меня в этой роли порадовал. Он отлично вывернул свое амплуа хорошего парня наизнанку и в принципе вписался в атмосферу 14 века гораздо лучше, чем я от него ожидала.

Адам Драйвер играет с бОльшим количеством полутонов и намеков. Но на примере его роли тоже можно изучать, как изобразить, что чел думает, что он хороший, когда поступки демонстрируют обратное.

А Джоди Комер вообще супер! Она офигенно передаёт нюансы в трёх вариантах истории. Её героиня не ведет себя слишком современно и не кидается на злодеев с ножами (а жаль…), но нет никаких сомнений в том, что её героине не ок от происходящего, хотя она знает, что “ну тогда такое время было”.

Ей об этом недвусмысленно напоминает мать Дэймона. Когда Маргарита публично рассказывает об изнасиловании и начинается скандал, она ей сообщает, что ее тоже изнасиловали. Но она встала и пошла жить дальше. Не то что вы, снежинки! Она в цвет говорит: Что ты о себе думаешь? Ты что, какая-то особенная? Почему с нами можно, а с тобой нельзя? Все так живут!

Интересно, что это наш поколенческий конфликт. В смысле, миллениалок и зумерок с женщинами старше. В 14 веке во Франции Маргарита была одна такая, но история с поединком французам надолго запомнилась. Фильм основан на реальном событии, сценарий кроили из книжки, ее перевод на русский тоже существует. Гуглите Эрик Джагер “Последняя дуэль” и, найдете все, что нужно 😉

Итог

Мне так понравилось, что я это буду пересматривать. Хочу рассмотреть поближе, как отличаются три версии событий. В каждой есть то, чего нет других, но общие сцены тоже есть. И они выглядят по-разному! Немножко смещается угол съемки, скорость, детали. Для картины на два с лишним часа, кстати, это очень легко смотрится. Ридли Скотт-таки умеет (когда хочет) и ритм держать, и внимание удерживать.

А! Там ещё такая классная сцена есть! Герой Дэймона говорит жене, мол, я тут за тебя жизнью рискую! А она отвечает: “Нет, ты рискуешь моей жизнью ради своей гордости и самолюбия”. Спасибо, женщина! Мне хотелось такое высказать примерно каждому такому жертвователю в историческом кино, и наконец-то кто-то это сделал! 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять + 14 =