Felicity Jones as Ruth Bader Ginsburg
драмы, трагедии и всякое серьезное кино,  кино, вино и сериалы,  Крутые женщины,  новое сериало-кино,  тру стори

“По половому признаку” — фильм про Рут Бейдер Гинзбург

On the basis of sex/По половому признаку — 2018

Краткое содержание

Конец 1950-х. Совсем ещё молоденькая Рут Бейдер Гинзбург (Фелисити Джонс из “Изгой Один”) поступает на юридический факультет Гарварда. Одна из девяти женщин на несколько сотен мужчин. Декан факультета собирает их на ужин и задает потрясающий вопрос: “А чего это вы, девушки, решили, что ОК занимать мужские места на моем факультете?”

Будущая судья Верховного суда США, конечно, не бросается бить ему лицо, хотя ей явно хочется. И даже гневный пост про сексизм ей настрочить некуда. К счастью, у неё есть классный поддерживающий муж Марти (Арми Хаммер), которому можно пожаловаться.

Далее следует краткий пересказ её злоключений от Гарварда до адвокатских контор Нью-Йорка, куда её не брали. Угадайте, почему 🙄 Но времена меняются, вот уже и 60-е подходят к концу, вторая волна феминизма накрывает Америку, и для Рут Бейдер Гинзбург приближается звездный час — они с мужем берутся за её первое дело о дискриминации по половому признаку. Причем, не женщины, а мужчины!

Так посреди юридического жаргона, тонкостей американской судебной системы и толпы второстепенных персонажей, основанных на реальных людях, рождается легенда. Кроме шуток.

Всё на месте, кроме души

“По половому признаку” сделан по шаблону “престижных” байопиков, которые номинируют на Оскары. Хороший пример — “Вселенная Стивена Хокинга” всё с той же Фелисити Джонс. Это значит, что фильм смотрибельный и добротно поставленный. Сюжет изложен в хронологическом порядке, всегда понятно, что происходит, душевный подъем в финале (а может, даже и катарсис!) обеспечены. Чего не стоит ждать от таких картин, так это оригинальности и новаторства.

“По половому признаку” при этом ещё и суховатый, словно это ожившая иллюстрация к статье на википедии. Или очень пафосный парадный гроб. В такой действительно не стыдно великую женщину положить, но при желании, в него можно положить кого угодно. Это не штучная работа и с индивидуальностью тут проблемы. Для биографии, прямо скажем, не очень хорошо.

Но ругать фильм зря мне тоже не хочется. Тут есть всё, что должно быть в байопике про знаменитую женщину. Видно, как она много работает, потому что сексизм ей ставит палки в колеса, как она справляется с очень сложным периодом жизни, когда у Марти впервые диагностировали рак. И она фактически учится за двоих, параллельно воспитывая маленького ребенка!

А судьи кто?

Юридическая часть подана максимально доходчиво. Дела разжеваны, работа суда объяснена в деталях. Есть даже “репетиция заседания” с друзьями, чтобы вы уж точно поняли, как это всё происходит. Вам расскажут и покажут, почему Рут Бейдер Гинзбург выбирает именно этот случай.

Благодаря всяким разным адвокатам и судьям мужского пола недостатка в антагонистах нет, но картина никого не демонизирует (Кроме декана юрфака, но его слишком мало). Просто самодовольные болваны, которым Рут сейчас покажет. Никакого всесильно зла! Разум побеждает косность и стереотипы!

Честно говоря, из современной России с ее жутковатыми громкими судебными  процессами прошлых лет и судами, в которых не оправдывают примерно никогда, это выглядит как научная фантастика. Но если мы доживем до изменений в этой системе, работой Гинзбург стоит вдохновляться. И дочкам показывать 😉

К слову о дочках. Где-то к середине главную героиню сталкивают с подростковым бунтом её дочери. Та растет в 60-е, и у неё совсем другое мировоззрение. Поэтому они с мамой ругаются из-за “Убить пересмешника”.

Дочь ей выкатывает претензию в бессердечности. И это так внезапно! Ничего в фильме не намекает, что она какая-то суперсухая и жесткая. Она вообще-то весь фильм тихо страдает и всячески переживает по разным поводам. Я не знаю, это косяк сценария или лично Фелисити Джонс. Но к актрисе в главной роли у меня есть претензии.

Кастинг

Кастинг хорош в плане роста. Я серьезно! Гинзбург была миниатюрной и сильно ниже мужа. Поэтому Фелисити Джонс с 160 см и Арми Хаммер с 196 см — это то, что нужно. И внешне актриса похожа на свою героиню. Но я смотрела на английском, и у Фелисити Джонс не вышел характерный бруклинский акцент Рут Бейдер Гинзбург. Он не такой сильный, как в этом примере, но он есть. Ссылка на большое интервью с ней будет ниже, там его слышно.

Но кое-что у Фелисити Джонс всё-таки получилось: женщина, которую часто недооценивали из-за её пола и внешности. Но если общество не видит ваш огромный потенциал, это не значит, что его нет.

Роль Арми Хаммера интересна только тем, что такие перманентно милые и поддерживающие супруги в кино и сериалах обычно женщины. А тут перевертыш вышел. Но я не уверена, что я в восторге от того, что мужчину написали никакущим. Я бы предпочла все-таки нормально прописанного персонажа.

Тем не менее, мне кажется, это кинцо надо показывать девочкам младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также мужчинам, которые не очень понимают, как им вписаться в жизнь женщины, когда у неё есть любимое дело, она знает, чего хочет, а может, она и вовсе феминистка 🙀

Мартин Гинзбург — шикарный пример для подражания. Поддерживал жену, верил в неё и её цели, сам работал на любимой работе и параллельно занимался домом и воспитанием детей. И ничего у него не отвалилось! Они прожили вместе 56 лет (до его смерти), и судя по рассказам из документалки, были очень даже счастливы.

Итог

Сценарий написал племянник Гинзбург Дэниэл Стиплман (Daniel Stiepleman), а режиссерка — Мими Ледер (которая до этого работала в основном над сериалами, зато у нее в послужном списке и “Утреннее шоу”, и “Западное крыло”. А! Ещё она сняла “Заплати другому/вперед” с мальчиком из “Шестого чувства”).

“По полову признаку” — нормальный байопик, он делает всё, что ему положено, просто без фейерверков. В конце за героиню все равно очень радостно. Но чтобы понять, почему какая-то почти 90-летняя юристка была такой звездой и без пяти минут Чудо-женщиной, надо смотреть документалку.

Ведь Рут Бейдер Гинзбург не была эдакой американской Екатериной Михайловной Шульман! Она не яркая, не такая очевидно остроумная и харизматичная. Во всех интервью она тихая и сдержанная. Когда она правда увлечена, её интересно слушать, но особого ораторского дара у неё не видно. Она не пытается развлечь и подать материал в максимально доступной форме, она не работает на зал, или это неочевидно. Что я пытаюсь сказать помягче? Если она вам не интересна и если вас не интересует юриспруденция, Рут Бейдер Гинзбург из фильма может показаться скучной. А Рут Бейдер Гинзбург из документалки или вот этого интервью — очаровательно застенчивая.

На 37.10 она сама рассказывает про дело из фильма. Тут есть даже цитата, которая в него вошла.

С 40-й минуты она объясняет, что к 70-м юристы в Штатах поняли, что расовая дискриминация не ок. А вот что гендерная дискриминация тоже не ок, они искренне не понимали. Они думали, что это наоборот дает привилегии женщинам. Поэтому задача Гинзбург была показать, что это не защита от жестокого мира, а клетка. Ну то есть, 50 лет прошло, но до некоторых эта простая истина до сих пор не дошла…

Рецензия на документальный фильм про Рут Бейдер Гинзбург «RBG» — тут.

=================================================

Больше (и короче) про кино, сериальчики, интересные ссылки с язвительными комментариями в моем телеграм-канале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемь + десять =