Amanda Donohoe in the Lair of the white worm
кино, вино и сериалы,  старое сериало-кино,  фэнтази и сверхъестественное

The lair of the white worm/Логово белого червя 1988

Я решила, что раз у меня полоса паршивого кино, пусть она будет по моим правилам! Это будет кино, которое я выбрала! Потому что  оно лежит у меня на жестком диске! 😊 🤣 Но не только! Еще потому что там молодые Питер Капальди с Хью Грантом. В комедийном ужастике! Что может пойти не так?

Краткое содержание

Где-то в Дербишире (английское графство, где находится Пемберли, если что) на ферме, которую превратили в отельчик, шотландский археолог находит странную черепушку. (Археолога играет Капальди, 12-го Доктора в нем уже можно узнать).

На ферме живут две сестры — Ева и Мария. Они тащат его на вечеринку, где он узнает местную легенду: в пещерах неподалеку жил жуткий змее-дракон и всех терроризировал. А местный рыцарь его убил, разрубив пополам.

Потомок этого рыцаря — молоденький Хью Грант. Он недавно унаследовал титул и вернулся с континента в родное поместье “лордить”.

Год назад у сестер бесследно пропали родители. Но вот появляется улика, и аристократ с археологом помогают им в поисках.

А ещё одна местная представительница аристократии им мешает — Аманда Донохью с гардеробом киношной доминатрикс из 80-х.

Трэш и угар

Официальный жанр у этого фильма — ужастик. Но если бы все ужастики были такие, я бы их ежедневно перед сном смотрела! Он абсолютно не страшный. Он смешной!

Частично потому, что я никогда не устану ржать над старыми спецэффектами. Не в смысле “Какие дураки! Кто так рисует”, а “О боже! Это так мило!” Почему-то все эти попытки сделать монстров на экране с помощью пластилина, палок и цветных карандашей вызывают у меня умиление 😻

Но “Логово белого червя” веселит не только тем, что устарело в техническом плане. Оно изначально сделано как комедийный хоррор. Тут стебут готические каноны, привычные элементы хорроров и открыто цитируют Оскара Уайльда.

Кажется, это тот самый camp, который пытались изобразить на Met gala в этом году. Хотя для себя я подобное кино классифицирую как “трэш и угар”. (Другие мои любимые представители — “Санта на продажу” и “Большая добыча”. И «Реальные упыри»! А если из 80-х, то “Бодрость духов” с Питером О’Тулом).

Змее-Вампиры

Я сейчас слегка проспойлерю (хотя официальный постер сделал это до меня), но в фильме есть вампиры. Только это не нормальные киношные кровососы, а змее-вампиры. У них есть яд, который парализует жертв. На них можно влиять с помощью музыки а-ля заклинатели змей. И кровь они, кажется, не пьют.

Но заражают вампиризмом при укусе, и они бессмертные. Ладно, не они. Она.

Главная злодейка, которую играет Аманда Донохью, вызывает у меня неоднозначную реакцию.

Этот персонаж — идеальная иллюстрация для тропа Evil Demon Seductress/Коварная демоническая соблазнительница.

Коварная демоническая соблазнительница

Никогда не было, и вот опять! 🙄 Я бухтела об этом тропе в разборе второй части старых “Людей Хэ”

Змее-вампирша сексуализирована вхлам. Поскольку она вампирша, это демонизирует женскую сексуальность. И блин, как я от этого устала!

Она манипулирует мужчинами, заманивает их в свои сети и периодически даже убивает. Такие персонажи создают в головах людей стереотипы о коварных женщинах, которым нельзя верить. А это усиливает мизогинию. Как будто её надо усиливать!

Но проблема в том, что Аманда Донохью играет её с таким смаком! Со стороны кажется, что ей очень нравится играть этот троп.

И тут меня понесло на википедию. Там в первом же абзаце написано, что она прославилась в 16, когда начала жить с поп-певцом на 8 лет старше. Дальнейший поход по ссылкам принес мне очередного любителя женщин значительно неопытнее себя, который на ней вовсе не остановился. Хотя он был аккуратнее R Kelly.

Это я к тому, что пережившие сексуальное насилие персоны часто демонстрируют эту самую гиперсексуальность. Я в курсе, что ставлю диагнозы по фотографиям. Но мысль моя ушла не в ту степь и вернуть её обратно смог только Брэм Стокер.

Сценарий

“Логово белого червя” основано его произведении, ага. И ещё на английской легенде.

Вот интересный разбор фильма, где есть сравнение с романом:

Насколько я поняла, от Брэма Стокера тут остались рожки да ножки. Причем, рожки в виде вампиризма были приклеены отдельно и просто потому, что Брэм Стокер = вампиры.

Картина трэшовая, но сценарий хороший! Тут нет хвостов. Все ружья выстрелили. Весь символизм был по делу, пусть он и излишне очевидный. Даже ритм не вызывает особых нареканий. Это фильм категории Б, чистое развлечение. Из него можно выжать социальный комментарий про коварных аристократов, которые пьют кровушку простого народа, но это совершенно необязательно.

Я была бы в полном восторге, если бы не махровый сексизм.

Махровый сексизм

Тревожный звоночек появляется ещё в первой сцене, где герой Капальди говорит девушке-блондинке:

You are not as dumb as you look/Ты не такая глупая, какой кажешься.

🤦

Дальше идёт сексуализированное изображение изнасилования (Большой триггер-ворнинг на это!), фаллические символы на каждом углу и сексуальная драка женщин во сне героя Хью Гранта. Плюс куча сцен с Амандой Донохью, под которые я терзаюсь сомнениями: вроде бы ее героиня наслаждается своей жизнью и преследует свои цели, когда устраивает всё это шоу для мужского взгляда. Но служит-то она, в итоге, большому фаллическому символу. Ох.

В общем, когда англоязычные ребята говорят «problematic», они имеют ввиду что-то такое.

Отдельно обидно, что сестры с библейскими именами плохо раскрыты. Они тоже тропы, а не полноценные героини. На этот раз damsels in distress/девы в беде.

Они не могут сами справиться с угрозой, их нужно спасать, они не разгадывают главную загадку фильма. Всё это делают аристократ и археолог. Кажется, что они работают вчетвером, но чем ближе к концу, тем у них менее активная роль в сюжете. И это печально.

А ещё тут случился white-washing — отбеливание. У Стокера была героиня- наполовину тайка, она противостояла аристократам-злодеям. А тут две белые героини, и вместо них противостоянием занимаются два белых мужика…

Режиссер

Я прямо страдаю тут, между прочим! Местами “Логово белого червя” вызывает у меня гомерический хохот. Сцена, где Питер Капальди в килте и с волынкой борется с вампирами, — это именно тот градус стеба, который я люблю видеть в кино. Для фильма про вампиров история неизбитая. Но сколько всяких «но»!!!

Заметно, что за всем этим стоит талантливый режиссер. Секс, отсылочки к христистианству, весьма специфический юмор и налет готики и  абсурда — это, как выяснилось, фирменный стиль Кена Рассела/Ken Russell. Причем, обычно он гораздо вычурнее.

Он снял “Влюбленных женщин”/Women in love и “Готику”/Gothic про Мэри Шелли, Байрона и Ко. Я хотела их посмотреть, но теперь вот думаю, а оно мне надо? Если в них женщины будут изображены так же, хочу ли я на это смотреть?

И стоит ли этот фильм кому-то рекомендовать?

Давайте так. Я его рекомендую как симпатичный трэш с тысячей оговорок. Если вам не понравится в первые 10 минут, можете смело бросать. Всё, что вы потеряете, это пара отличных шуток и Питер Капальди в килте.

А, впрочем, не потеряете!

Теперь вы видели всё! 😆

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

18 − 7 =