the dark Phoenix being born
кино по комиксам,  кино, вино и сериалы,  приключения,  старое сериало-кино,  Что это было?

Старая трилогия про Людей Икс и всё, что вы не хотели знать о части №2

(Если вы от неё фанатели в детстве/юности)

Пост про первый фильм о мутантах у меня вышел какой-то больно хвалебный. Но ничего! Сейчас я всё исправлю со вторым фильмом! Сразу после

Краткое содержание “Люди Икс Номер два” (2003)

Осторожно, будут !!!СПОЙЛЕРЫ!!!

Непонятный мутант нападает на американского президента. Чтобы такое не повторилось, коварный военный дядька организует нападение на школу профессора Икс.

Росомаха вспоминает, что именно этот недобрый доктор сделал ему адамантиевый скелет.

Именно в эту ночь профессору (с Циклопом) приспичило навестить своего врагодруга Магнито в пластиковой тюрьме. А Шторм с Джин Грей улетели расследовать нападение на президента. Поэтому из взрослых в школе один Росомаха, который вообще просто по делам заехал.

Во время нападения он убивает и калечит кучу военных, но нескольких детей всё-таки похищают. Остальные убегают по тайным ходам с Колоссом из “Дэдпула”. А три подростка (одна из них Роуг) скрываются с Росомахой.

Теперь Людям Икс надо снова собраться в одну команду и выяснить, что за хрень происходит и кто опять хочет kill all humans.

Бендер из Футурамы хочет kill all humans

!Большой Спойлер!

В финале Джин Грей, любовный интерес Росомахи и девушка Циклопа, жертвует собой, чтобы всех спасти.

Куда ведут тропы?

То ли первый фильм правда лучше в плане репрезентации женщин, то ли меня ностальгия обуяла… В общем, во второй части я заметила значительно больше токсичных посланий. А ещё тут хорошо видно один крайне мерзкий троп/trope.

Под тропами я имею ввиду не то, что вы проходили на уроках русского языка. Это НЕ ТОЛЬКО слова и выражения, которые усиливают выразительность. В английском у “trope” появилось второе значение:

Троп — это узнаваемый элемент, черта и/или модель поведения персонажа. Когда его используют слишком часто, он становится клише.

Например, во втором фильме Мистик вызволяет Магнито из тюрьмы. Но не лично. Она просто опаивает его охранника в баре и вкалывает ему в попу железо. (Не пытайтесь понять, как это работает))).

Магнито дополнительное железо сразу чувствует, управляет им и убивает охранника. На прощание он выдаёт следующее:

“Никогда не доверяйте красивой женщине. Особенно той, которая интересуется вами”.

Ну да. Потому что все красивые женщины — злобные коварные стервы. (А некрасивые — злобные коварные стервы-феминистки! Третьего не дано. И все они хотят обидеть бедных мужчинок! Мвахахаха)

Коварная демоническая соблазнительница

А если серьезно, у Мистик в старой трилогии троп вместо характера. (Что Магнито и озвучивает). Он называется Evil Demon Seductress/Коварная демоническая соблазнительница.

Вот видео Аниты Саркисян на английском про этот троп.

Сейчас объясню, что это, если вам лень смотреть или вы не знаете английский:

Он подразумевает, что женщины используют свою сексуальность и привлекательность в качестве оружия. Естественно, не против какого-нибудь вселенского зла, а против мужчин.

Мол, женские чары делают мужчин беспомощными. И вредные женщины, вместо того, чтобы давать по первому требованию, пользуются этим! Чтобы манипулировать, обманывать и использовать мужчин! 😈 А в научной фантастике, фэнтази и комиксах часто и убить.

Классический пример — невесты Дракулы. Самки богомола и черные вдовы именно из этого тропа. Да, прозвище Наташи Романофф намекает, что раньше она постоянно этим пользовалась.

Когда это делают простые смертные женщины в кино/сериалах/книгах/где угодно, они называются  femme fatale — роковая женщина.

Что в это ужасного?

Троп “коварная соблазнительница” заставляет думать, что женщина — враг. И что у неё всегда есть скрытый мотив — обмануть, контролировать и манипулировать мужчиной. Значит, ей нельзя доверять.

Если люди живут с таким убеждением, они найдут, в чем вас подозревать. Потому что есть такая штука, как предвзятость подтверждения.

Троп коварной соблазнительницы питает женоненавистничество.

Противники феминизма опираются на него, чтобы утверждать, что у женщин больше власти в обществе, чем у мужчин. (Ведь мужики от п*зды теряют силу воли! А вы не знали?)

Самое обидное, что олицетворения этого тропа вовсе не наслаждаются сексом. Они просто используют его для контроля и манипулирования. То есть, женская привлекательность демонизируется, но она всё равно завязана на мужчинах, а не на их собственных желаниях и удовольствии.

А ты не пробовал не быть мутантом?

Один из подростков, который сбежал с Логаном, — невнятный Бобби. Он же Ледяной человек и романтический интерес для мутантки Роуг.

После нападения на школу он с Роуг, другим невнятным парнем и Логаном приезжает в дом своих родителей. Ну, просто дух перевести.

Но так выходит, что ему приходится признаться семье, что он мутант.

На что его мама выдает потрясающую фразу:

А ты пробовал не быть мутантом?

Ох уж эти любящие родители, которые говорят тебе: Мы тебя любим, но не мог бы ты, пожалуйста, не быть собой? Нам мешает правда о тебе, поэтому просто притворись “нормальным”. Тебе сложно что ли?

Кто прав, кто виноват?

Но это ещё что!

Младший брат Бобби воспринимает информацию в штыки, потому что телевизор промыл ему мозг антимутантской пропагандой.

Я вот думаю, а это всё специально похоже на ситуацию с сексуальной ориентацией? Или такие ситуации похожи для всех притесняемых групп?

Брат выбегает из комнаты, а мама Бобби тут же говорит:

Это всё моя вина!

Отвечает ей второй невнятный мальчик-мутант из их группы:

Вообще-то мы выяснили, что ген мутации передается по мужской линии. Соответственно, это его вина.

И показывает на отца Бобби.

Поднимите руки те, кто сам на автомате берет на себя вину за то, в чём не виноват (или в чём вообще никто не виноват). А теперь те, кто замечал такое у друзей/родных/знакомых 😉

Это психологическая защита под названием Всемогущий контроль.

Но не только. Тот факт, что вину на себя взяла именно мама, — симптом женской гендерной социализации. Нас же воспитывают с требованием быть идеальными и с мыслью, что #дурасамавиновата.

А если ребенок воспринимается как продолжение себя, и этот ребенок неидеальный, наверное, это мать виновата! Ну, кто его воспитывал? Не отец же, честное слово, да?

Жалость как защита

Есть тут и защитный механизм, про который я говорила в разборе Золушки:

Мутант, который напал на президента, разговаривает со Шторм.

Она: “Я работаю в школе для таких людей, как мы. Где мы все можем быть в безопасности”

Он: “В безопасности от чего?”

Она: “От всех остальных”

Его ответ:

Когда я работал в цирке, большинство людей вне цирка боялось меня. Но я не ненавидел их, я жалел их. Знаешь почему? Большинство людей никогда не узнают ничего, что они не видели собственными глазами.

Привет, токсичная штука №8! Я сейчас прямо себя процитирую:

Жалость (не путать с сочувствием) значит «я лучше их». По этой причине ненавидят жалость, например, люди с ограниченными возможностями.

Благодаря жалости Золушка может как-то выносить насилие над собой без идентификации с агрессором. Но в долгосрочной перспективе защитные механизмы часто вредят больше, чем помогают. Хотя бы потому, что искажают восприятие реальности.

Про злость

Но мутант по имени Ночной змей/Night crawler на этом не угомонился.

Шторм:

Я давно перестала их жалеть

Он:

Такая прекрасная женщина не должна быть такой злой

Пошёл! Нахрен! Козёл! И стереотипы свои с собой забери!

Шторм, кстати, отвечает честно и точно:

Иногда злость позволяет тебе выжить.

Злость действительно придает сил, чтобы выйти из опасной ситуации. Это абсолютно адекватная реакция. Из-за неё выделяется адреналин и прочие гормоны, которые готовят ваше тело к бою.

Бой в данном случае не обязательно между мутантами и людьми. Это просто один из видов реакции на стресс

Кстати, знаете, что зело религиозный Ночной змий отвечает?

Вера тоже может.

Ну, это смотря во что верить, зайчик. Но, вообще, одно другому не мешает.

Обмануть ожидания

Один момент мне во втором фильме всё-таки понравился.

Логан — неофициально главный герой франшизы “Люди Икс”. Официально он самый популярный.

И вот второй фильм подряд происходит такая ситуация: Логан и все вокруг него решают, что он — ключ к планам злодея. А на самом деле это кто-то другой.

В первом фильме даже профессор Икс думал, что Магнито охотится за Росомахой. А тому была нужна Роуг.

Во втором фильме Магнито намекает, что среди них есть мутант, который знает, где находится секретная военная база. Логан уверен, что речь о нём. Но это Ночной змей! И Магнито саркастично комментирует: «Не всё в мире про тебя».

В смысле, не про меня?

Это обманывает ожидания в самом лучшем смысле. Такие штуки создают качественные повороты сюжета.

Но меня просто радует, что кто-то сообщает главному герою (белому цисгетеро… подпевайте, если знаете слова!), что мир не вертится вокруг него >:D

Такой прием много использовали в “Звездных войнах: Последние джедаи”:

Хорошие девочки и плохие мальчики

Но вернемся к нашим токсичным гадостям и вредным стереотипам.

Вот одна из двух(!) сцен, где Джин Грей и Логан обсуждают свои отношения:

Джин (про Циклопа):

Я люблю его.

Логан:

Ты уверена?

Джин:

Girls flirt with the dangerous guy. They don’t take him home. They marry the good guy. (Девушки флиртуют с плохими парнями. Они не приводят их домой. И замуж они выходят за хороших)

Ох. В этой реплике столько всего намешано!

Первая фраза подразумевает, что женщины всё-таки предпочитают мудаков. Они выбирают безопасный вариант и живут с ним, но мечтают о ком-то “плохом”.

И это просто неправда.

Не потому, что я так сказала, а потому что исследования не подтверждают это. Вот статья (на английском) со ссылками на исследования. Они в основном опубликованы в книжном формате. Но если знать имена, проще гуглить бесплатные материалы 😉 .

Все люди предпочитают дружелюбных и добрых партнеров с совестью. Вне зависимости от пола, возраста и культуры.

Почему тогда девушки встречаются с плохими парнями?

Потому что мы не всегда встречаемся с теми, кого предпочитаем.

У нас может быть толпа тараканов вместо самооценки, и мы боимся, что больше никому не нужны (Это я про себя, если что).

Или человек казался хорошим в начале отношений, потому что абьюзеры умеют очаровывать и ухаживать.

Первые пять красных флагов в плейлисте про это (тоже на английском):

Таким образом нас втягивают в абьюзивные отношения, и из них потом сложно выйти.

Или мы из семьи, где эмоциональное, а может и физическое насилие — повседневность. И для нас это норма.

Или мы просто впитали дурацкие общественные установки на тему того, кого можно и стоит любить: Бьет — значит любит. Ревнует — значит любит. Такого дерьма вокруг нас, как кислорода.

И это только несколько причин, и они отлично сочетаются друг с другом в реальной жизни.

Но Логан (почти) молодец

Продолжение у диалога про мальчиков для секса и для брака лучше, чем можно было ожидать.

Логан: Well, I could be the good guy (Я мог бы стать хорошим парнем)

Джин: The good guy sticks around (Хорошие парни не сваливают в закат)

И тут он ее целует. (Но не совсем уж в стиле первого поцелуя Хана Соло и принцессы Леи, где она 8 раз говорит нет).

Джин: Don’t make me do this/Не заставляй меня это делать

И он отваливает! 10 баллов Гриффиндору, блин!

https://www.youtube.com/watch?v=BqSeSg9vH9Y

Мистик и бодипозитив

Кстати, в видео после поцелуя есть классная сцена с Мистик.

Чёрный змей у неё спрашивает:

Говорят, ты можешь превратиться в кого угодно. Даже голос можешь изменить. Почему ты не ходишь в маскировке всё время? Ты могла бы выглядеть, как нормальные люди.

Мистик отвечает:

Because we shouldn’t have to. (Потому что мы не обязаны выглядеть как все/Нас не должны к этому принуждать).

О да, детка!

Да, она прописана паршиво. Мы никогда не узнаем из старой трилогии, почему она за Магнито, а не за “хороших” парней.

Да, она персонаж-функция для затыкается дыр в сюжете. Если нужно сделать какой-то неправдоподобный выверт, сценаристы используют Мистик.

Да, она — коварная соблазнительница, когда нужно по сюжету (а не ей самой хочется).

Да, обоснуй умер в муках, когда она пришла в палатку Росомахи в виде Джин Грей и начала его целовать. А когда он просек это, она превратилась в Шторм.

История умалчивает, зачем ей этого надо, и почему она просто не предложила ему секс, если ей именно этого хотелось.

Но ведь она топила за бодипозитив до того, как это стало мейнстримом. Ура!

Шучу. Разумеется, это не искупает плохой работы сценаристов.

Соль на рану

Ещё одна героиня, с которой сценаристы обошлись по-свински, — помощница злодейского доктора. У неё нет имени (в фильме), нет абсолютно никаких индивидуальных характеристик. У неё две реплики, и одна из них: “Вы кто?»

Единственное, что её отличает от мебели — у неё есть адамантиевые когти, и она очень круто дерётся.

Ну и чтобы уж окончательно add insult to injury (насыпать соль на рану), она азиатка. Единственная в этом фильме.

Многие экшн-фильмы и кино по комиксам так создают иллюзию, что в них больше значимых для истории женщин, чем есть на самом деле. “Доктор Стрэндж”, например.

Там есть приспешниЦЫ героя Мадса Миккельсена, и они дерутся. Получается, женщины в кадре действительно есть.

Но они не говорят, у них нет своей полноценной линии, они только помогают злодею. Это не репрезентация женщин в кино, потому что это не люди, а функции.

И мне это так осточертело…

(Небольшое) продолжение следует

Смотрите! Гарри Поттер!
Фух. Нет, это какой-то другой мальчик-мутант! Пронесло!
Хотя какой кроссовер мог быть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

12 + одиннадцать =