Wolverine and Jean Grey
кино по комиксам,  кино, вино и сериалы,  старое сериало-кино,  фэнтази и сверхъестественное,  Что это было?

Старая трилогия про Людей Икс и всё, что вы не хотели знать о части №3

(Если вы от неё фанатели в детстве/юности)

Почитать про первую и вторую часть тоже можно, если ткнуть в ссылочки 😉

Разбор третьего фильма я откровенно добиваю. Во-первых, потому что я люблю доделывать вещи. 😀 Во-вторых и в главных, тут хорошо видно тему подавления и контроля эмоций. А у меня от неё стабильно пригорает. А ещё здесь есть жуткий троп “Убей, чтобы спасти”. И в качестве бонуса: интересная иллюстрация “я делаю это для себя”

Тут будут !спойлеры! и trigger warning на насилие в отношении женщин

Краткое содержание “Люди Икс номер три: Последняя битва” (2006)

Джин Грей жива! Сюрприз! 🙄

Она какое-то время пролежала под водой, но физически ей ничего не сделалось. А вот эмоционально — ещё как!

У неё прогрессирует весьма своеобразное раздвоение личности. Её вторая личность — Тёмный феникс. И она во много раз мощнее, чем обычная версия Джин. Вообще-то, она сильнее всех мутантов в этом фильме. (А это как раз та часть, где Магнито левитирует мост Золотые ворота, если что).

Она легко может kill all humans и мутантов заодно и совершенно не желает давать кому-либо себя контролировать.

Robot Bender wants violence

А всё из-за профессора Икс! Он, как это водится у Дамблдоров, не такой  зайка и пупсик, как кажется. Он долгие годы подавлял эту вторую личность и скрывал от неё. Поэтому сейчас она очень-очень-очень зла.

Ещё как на грех люди изобрели лекарство, которое подавляет мутации (блин, в этом фильме всё всех подавляет) и делает всех “нормальными”. Что, понятное дело, вызывает некислый такой ажиотаж среди людей и мутантов. Все как никогда близки к войне, а Магнито только того и надо.

Этот фильм так не любят, что “Люди Икс: Дни минувшего будущего” отменяют его события. А “Темный феникс” — работа над ошибками по той же истории.

Женские эмоции

Бедная Джин Грей! Мало того, что даже из кратких пересказов на ютьбе ясно, что Сагу о Тёмном фениксе в 2006-м запороли.

Так ещё вся её линия в фильме — про суеверный ужас людей перед эмоциями. Особенно женскими эмоциями. Ну знаете, все эти истерички, bitches be crazy, обезьяны с гранатой.

В культуре есть миллион образов и высказываний, которые намекают, что с эмоциями у обладательниц матки что-то не так. (Матки, потому что истерия). Типа если их не контролировать и не сдерживать, они разнесут мир.

Это, разумеется, бред и чистой воды сексизм. Женщины, мужчины и небинарные персоны испытывают более-менее одинаковые эмоции. Просто у нас разное воспитание, та самая гендерная социализация. А из-за неё отличается “разрешенный” набор эмоций.

Если кто-то кинется вам доказывать, что нет, женщины эмоциональнее, ткните их носом в половину мирового кинематографа. Там мужчины постоянно разносят мир из-за своих эмоций и неумения их проживать без вреда для окружающих.

Это всё он виноват!

Ирония судьбы в том, что все разрушения и убийства в третьих Людях Икс, — это тоже вина мужчины, который не умеет конструктивно взаимодействовать с эмоциями.

Совершает-то их безусловно Джин. Но кто забрал её из родительского дома и воспитывал? Кто знал про её силищу и что она связана с эмоциями? Кто заблокировал часть её личности (по сценарию этого фильма) вместо того, чтобы научить её справляться с ними?

Профессор Икс.

Учи матчасть!

Для телепата он вообще как-то плохо понимает, как устроена психика. Например, он утверждает, что это он разделил её личность на сознательную часть, которую Джин контролирует, и бессознательную, которая может контролировать её.

Но у нас у всех есть эти части, и разделяются они вполне самостоятельно. Или он ей там ещё одно бессознательное в бессознательном организовал? (Я вообще не очень понимаю, что он по сценарию сделал с ней, и как это соотносится с реальностью) 😕

Ещё он говорит Логану, что бессознательная часть Джин “живет инстинктами”. И, блин, чувак… Я понимаю, что ты не в строгом биологическом смысле это имеешь ввиду, но выбирай выражения внимательнее, ок? У человека нет инстинктов (кроме одного, но на поведение он слабо влияет)

Что профессор (в кадре!) называет инстинктами? Желание (кажется, сексуальное), радость и ярость.

Это НЕ инстинкты. Это чувства и эмоции.

Кто тут чудовище?

То есть, по его мнению, желание, радость и ярость в сочетании с мутантской силой делают Джин чудовищем.
Он так и говорит:

Я пытаюсь восстановить её ментальные блоки и посадить зверя обратно в клетку.

Какого, блин, зверя? Что ты натворил, чувак? Как ты ей психику искалечил?

Аж Логан охреневает и спрашивает:

Что ты с ней сделал?

Профессор пытается отмазаться:

Логан, ты должен понимать…

Логан не дает повесить себе лапшу на уши:

Вы говорите про разум человека сейчас!

Ну, Логан молодец. Женщина у него человек.

Профессор:

Её нужно контролировать!

Логан явно лучше понимает, как люди работают:

Если вы пытаетесь посадить зверя в клетку, он становится злым.

Профессор:

Да ты понятия не имеешь, на что она способна

Ну да. Например, саморегулировать свои эмоции и силу. Если бы её кто-то научил в детстве. Но вы бы тогда были не нужны. Ужас-то какой, да?

Логан продолжает быть молодцом:

На что вы способны, я тоже не знал!

Профессор не готов признать, что накосячил:

Передо мной стоял ужасный выбор. Я выбрал наименьшее из зол

Логан:

Звучит так, словно у Джин вообще выбора не было.

Право выбора и кто им обладает

Он прав. Профессор разделил личность Джин на части по собственному усмотрению. Он ей не сказал, что делает. То есть, всё случилось без её осознанного согласия. Когда она была ещё маленькой!

Он к ней без спроса в сознание залез! У меня одной ассоциации с сексуальным насилием над ребенком? Меня аж потряхивать начало, когда я сейчас взрослая это посмотрела и поняла, что случилось.

Но больше всего меня добивает мнение, что он думает, что это было ДЛЯ ЕЁ ЖЕ ПОЛЬЗЫ!!! 😡

Ну нет. Это было для чьей угодно пользы, только не её.

Let it go

Знаете, какую историю мне это напоминает? “Холодное сердце/Frozen”.

У Эльзы есть волшебные силы. Она ещё маленькая и не умеет ими пользоваться. Она совершает ошибку. Её отец решает, что лучший способ контролировать силу — подавлять эмоции.

А пока она не превратится в робота, который руководствуется исключительно разумом, ей даже из комнаты выходить нельзя.

Мне кажется, история Эльсы закончилась нормально, потому что её родители быстро погибли по сюжету. Они не успели причинить ей достаточно добра, чтобы сломать.

Разница в том, что Эльзу заставили стыдиться своих сил, а Джин о них не знала. Но результат один — взрыв. Эмоции нельзя подавлять вечно. Они разорвут вас изнутри.

Решение? Let it go

С точностью до наоборот

Идея, что подавление эмоций позволяет их контролировать, меня бесит. (Поэтому мне не стоит лазить в тот уголок вселенной Звездного пути, где сидят вулканцы. В последние годы у меня от них пригорает).

Неужели же не очевидно, что всё с точность до наоборот?

Ладно, я понимаю, что неочевидно. Большинство из нас совсем не так воспитывают.

Но задумайтесь! Ведь это не эмоции разрушают, а действия. А что делает действия особенно разрушительными? Подавленные эмоции, которые прут наружу. Почему они прут? Люди не умеет справляться с ними по-другому. И у них нет больше сил, чтобы сдерживаться. Именно это случилось с Джин.

Джин убила Циклопа, профессора и ещё кучу народу не потому, что один раз испытала ярость. А потому что в ней эта ярость сдерживалась и копилась годами.

И что с этим делать?

Почитайте книгу Эмили Нагоски “Как хочет женщина”, там про это есть. У неё с сестрой вышла новая книжка Burnout (на английском в вк уже есть). Надеюсь, её скоро переведут. Там тоже про это есть (а ещё много полезного про стресс).

Или вот материал на русском. А вот видео на английском.

Хоть Брене Браун почитайте! Она тоже не совсем о том, но у неё много про эмоции. Главное помните, эмоции — это нормально!

Убей, чтобы спасти

Финал истории Джин Грей — это один большой караул. Она просит Логана убить её, чтобы её вторая личность Темный Феникс не уничтожила всё вокруг.

“Убей её, чтобы спасти” — это вариация тропа damsel in distress/девушка в беде. (Про тропы я объясняла в разборе прошлой части)

У Аниты Саркисян в плейлисте про тропы в видеоиграх есть аж три видео про него. Вам нужно второе с 12.30

Если вам неохота смотреть, процитирую главную мысль Аниты:

Эти истории создают сверхъестественную ситуацию, в которой убийство (мужчинами) женщин, потерявших над собой контроль, кажется оправданным! Более того, оно подается как акт альтруизма, совершенный  ДЛЯ ЕЁ ЖЕ БЛАГА!

Такой поворот может быть оправдан сюжетом, но (кино и) игры существуют не в вакууме. Поэтому их нельзя вырывать из широкого культурного контекста и реального мира.

А в реальном мире статистика преступлений против женщин страшнее всех ужастиков вместе взятых. Вот, например, только по России.

Исследования показывают, что люди всех полов считают, что дурасамавиновата. Преступники заявляют, что женщины заслуживали то, что с ними сделали. Или даже что они хотели этого, а то и просили(!)

Возможно, создатели этого фильма не собирались поощрять убийства женщин. (Хотя я давала ссылки на обвинения в адрес режиссера в рецензии на первый фильм трилогии).

Но они используют женское страдание, чтобы повысить ставки для героя-мужчины (в данном случае, Логана) и заставить нас сопереживать ему!

И это просто лютый п%$#ц.

Тем временем Роуг

Не волнуйтесь, последний момент, который я хочу обсудить, чуть менее страшный.

Вторая героиня с неким подобием собственной линии в этом фильме — Роуг. Это мутантка, которая высасывает силы из всех, к кому прикасается. Поэтому она не может никого потрогать. У неё есть бойфренд. *включает тревожную музыку за кадром 😀

В начале фильма Роуг идёт по коридору вся такая недовольная. Она зверски ревнует, потому что её парень Бобби (у которого был мутантский каминг-аут в прошлой части) потрогал другую девушку. Это было в контексте занятия и вроде как норм.

Бобби подходит к Роуг спрашивает, в чем дело, мол, ты словно меня избегаешь. Её ответ:

Я не могу потрогать своего парня, не убив его, а во всём остальном у меня всё отлично.

Её фрустрацию можно понять. Было бы круто, если бы парень согласился, что отстой, и сказал, что всё равно её любит. Или что-то в том же духе. Но он уходит в защиту:

Это нечестно! Я ничего тебя не требовал и не давил.

На что она ему отвечает:

Ну ты парень, Бобби. У тебя одно на уме

Бобби стоит такой же офигевший, как я.

Секс как валюта

Откуда Роуг знает, что у него на уме? Она что, внезапно стала телепатом? Нет, конечно. Это просто классическое “ты должна ему “давать”, а то он уйдет к другой”.

Желания женщины при этом не учитываются. Секс — это ресурс, которым женщина платит за… ну, чего ей там от мужчины нужно. Крепкое плечо, “мужик для галочки”, а может даже близость, доверие и поддержка. Не суть.

Убеждать вас, что это не ок, не надо, да?

Тупой треугольник

Бобби в фильме невнятный. Черт его знает, что у него на уме. Но он не умеет говорить с Роуг словами через рот и устанавливать эмоциональную близость. А когда профессор Икс погибает, и вся школа в шоке, он идет успокаивать ту самую Китти Прайд.

Про этот любовный треугольник даже рассуждать не хочется. Он формальный и нужен исключительно, чтобы Роуг согласилась на лечение от мутанства.

“Это я для себя”

И вот она “вылечилась”, возвращается обратно в школу и на пороге видит Росомаху. Он узнает, что случилось, и спрашивает:

Я надеюсь, это не из-за какого-то парня?

Росомаха за третью часть вырос в моих глазах.

Она:

Нет, это для меня.

Ох.

С одной стороны, это примерно так же для себя, как голодание, изнурение себя тренировками, опасные косметические операции, болезненная эпиляция и т.д. Люди это делают, чтобы получить что-то от других людей: любовь, уважение, принятие, близость и т.д. То есть, в конечном счете для себя. Но в промежуточном — нет.

(В любом случае, это не работает. Вы прекратите себя истязать, и любовь могут забрать. Это как фальшивые друзья богатых людей в литературе — когда у героини/героя дела идут плохо, их бросают).

Но прикосновения — это потребность!

Это, кстати, факт. В середине прошлого века в США проводили эксперименты на эту тему. Самый знаменитый — жуткий эксперимент с макаками-резус. Я слышала и про эксперимент на младенцах, но ссылку не нашла.

Вот только… Она может прикасаться к Бобби. В перчатках и одежде, но тем не менее. Прикосновения и секс — не одно и то же.

Есть симпатичный сериал Pushing daisies/Мертвые до востребования с прекрасным Трандуилом Ли Пейсом. Там у героев схожая проблема. И они с ней креативно справляются! Целуются через пленку, например.

С пенисо-вагинальным сексом у них тоже не сложилось, а другой рейтинг, времена и нравы не дали показать. Но это как раз то место, где я буду кричать: АЛЛЕ! КРОМЕ ЭТОГО ВДВОЕМ В КРОВАТИ МНОГО ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ! В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛАТЕКСНЫХ ПЕРЧАТКАХ МВАХАХАХАХА

Ничего не напоминает?

Смешное и ужасное

У меня ушло три поста на описание косяков старой трилогии про Людей Икс. но при этом репрезентация женщин в ней лучше, чем в Marvel! Вплоть до “Чёрной пантеры” и “Капитанки Марвел”.

Мутанток больше в команде и в истории в целом, чем супергероинь в “Мстителях” до двух последних фильмов. Их линии важнее для сюжета, чем в более современных франшизах.

Для справки: “Люди Икс: Последняя битва” вышла в 2006-м. Ваканда стала форева только в 2018, а кэп Марвел появилась только этой весной!

Дороти, мы явно больше не в Канзасе

В DC тоже не всё слава богу, “Чудо-женщиной” всего не искупишь. Но Marvel это никак не оправдывает.

Короче, fuck you, Marvel! Что вы делали 12 лет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × четыре =