Batman is hanging somewhere in the rain
кино по комиксам,  кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  Что это было?

Страх и Бэтман в “Начале”

Историческая справка

“Бэтмен: Начало” от режиссера Кристофера Нолана вышел в 2005, и он правда впечатляет и выделяется на фоне того, что снимали по комиксам тогда. ХХ век Фокс (RIP 🙄 ) выкатывал старую трилогию про “Людей Икс” и фантастический трэш “Фантастическую четверку” с Джессикой Альбой и Крисом Эвансом(!). Sony — “Человека-паука” с Тоби Магуайром. А Marvel ничего не выпускала. Эх, как времена-то изменились!

Эти фильмы смотрибельны до сих пор (ну, кроме “Фантастической четверки”). Но если посмотреть перед ними или после них “Бэтмен: Начало”, нолановская картина покажется прямо сурьезным кином для взрослых(тм).

Это история про человека, который наряжается в летучую, простихосспади, мышь и бродит по лесу городу, ища, кому сделать добро. Но она рассказа, словно это не хиханьки-хаханьки и не Тим Бёртон, а настоящая драма, достойная уважительного подхода. И это было революционно.

С 2008 Бэтмен уже соперничал с “Железным человеком”, а в 2012 его прокатывали в ноябре после того, как “Мстители” порвали прокат в апреле-мае. Наверное, вы знаете, какая комиксовая вселенная сейчас собирает больше денег ( = победила по голливудским меркам).

Но трилогия о Темном рыцаре до сих впечатляет, если вы любите помрачнее.

На этом историческая справка закончена. И мое восхищение тоже. Теперь я хочу поговорить про то, что сохранилось не слишком хорошо. А местами и откровенно плохо.

Сосисочная вечеринка

В плане мизогинии трилогия про Бэтмена — не самое худшее, что случалось с женщинами в кино. В нём никто активно не унижает и не презирает женщин, как, например, в российском кино «Миллиард«. Там просто не понимают, что что-то не так и надо бы по-другому. Как и “Властелин Колец”, это сосисочная вечеринка.

Ни один из трех фильмов никогда не пройдет даже самую минималистичную версию теста Бехдель (две женщины названы по имени и говорят минимум две реплики не про мужчин). В них просто нет двух женщин, названных по имени, которые были бы вместе в одной сцене. 

В “Начале” на весь сюжет две относительно важные женщины с именами: мама Бэтмена и Рэйчел, романтический интерес.

Мама Бэтмана

На самом деле, мать Брюса Уэйна не важна от слова совсем. Она — мебель. Причем, не какая-то серьезная мебель, без которой трудно жить. Стол там, или диван. Нет, она — декоративный кофейный столик, на который даже ноут не поставишь.

Тест Бехдель будет провален просто потому, что она не говорит в кадре. Когда маленького Брюса вытаскивают из колодца и приносят в дом, она что-то мямлит мужу на заднем плане. Но её слова невозможно разобрать. Она произносит ровно одну четкую реплику на выходе из театра: “Что-то не так?” И в сцене убийства она неразборчиво кричит.

Это всё.

Брюс Уэйн в нолановской трилогии, мягко говоря, не близок с мамой. Он по ней скучает чисто номинально — бусики в сейфе хранит. При этом с отцом у них в первой части проработанные отношения, Брюс по нему тоскует и использует его как моральный ориентир.

А мама… ну что мама? Этот Бэтмен, по ходу, не передумал бы убивать Супермена из-за того, что его маму тоже зовут Марта.

Романтический интерес

Её зовут Рэйчел, и в первом фильме её играет Кэти Холмс, а во втором уже Мэгги Джилленхол. 

Она говорит больше, чем мама. Но в конце своей сюжетной линии она — классическая дева в беде/damsel in distress (Вот тут есть объяснение и ссылки по теме).

Кроме того, она нужна исключительно, чтобы быть романтическим интересом и иногда совестью Брюса Уэйна. А значит, она обречена на экранное существование без подруг, без коллег женского пола, без мамы, тёти, двоюродной сестры и даже соседки какой-нибудь.

Из интересов у неё работа, справедливость для Готэм-сити и Брюс Уэйн.

Все женщины Бэтмена

Девушки на этом миллиардере, плейбое и филантропе тоже висят гроздьями в первых двух картинах. Но они — аксессуары успеха, а не полноценные люди.

Героинь же в нолановской трилогии можно сосчитать по пальцам одной руки: мать Брюса Уэйна, Рэйчел, Женщина-кошка, персонажка Марион Котийяр + и с боооольшоооой натяжкой женщина из полиции во второй части.

Для сравнения: свои линии есть у Бэтмена, Альфреда, Гордона, Люциуса Фокса, Харви Дента, Джокера, Ра’с аль Гула, Бэйна, Робина, странного психиатра из первой части, второстепенных полицейских, боссов организованной преступности и ещё у толпы мужиков.

В Готэме есть женщины. Они иногда попадают в кадр. Просто создатели фильма — мужчины, они видят на экране мужчин, и им нормально. Нет ощущения, что чего-то не хватает.

Мы все так привыкли к подобным пропорциям в кино, что даже не замечаем, что что-то не так, если не задумываемся об этом специально. 

Дисклеймер про я-не-против-мужчин

Вдруг тут меня читают какие-нибудь не-феминистки, которые не в курсе 🤷 . Я не считаю, что много мужчин в кино — это всегда зло. Бывают сюжеты, в которых это оправдано. На советской подлодке, например.

Меня бы это вообще не напрягало, если бы было много фильмов с женщинами в главной роли и/или с нормальной пропорцией женщин среди героев и населения. Но вот вам статистика от womenandhollywood.com Там 2018 год и только по Голливуду. Это рекордный год для женщин, наконец-то они в некоторых процентных соотношениях дошли до 30-40%! 🙄 Ключевое слово тут “некоторых”.

Самая ранняя статистика есть за 2008, и там женщины в лучшем случае перевалили за 10%. Это не век назад, а 11 лет. Чтобы вы понимали масштаб проблемы.

А вот материал про супергероев в кино, гендерные различия в их изображении (всё в рамках бинарной системы, к сожалению), в их внешности, роли в сюжете и в количестве насилия. Там все предсказуемо: жесткие гендерные роли, альфа-самцы с мускулами, хрупкие полураздетые девушки или демонические соблазнительницы.

Кино про супергероев до сих пор доминирует в прокате. То есть, люди это смотрят. Люди привыкают к тому, что пять женщин на три фильма — это ок. Ведь это же Нолан!

Но это не ок и нужно по-другому.

Закончили с моей философией. Переходим к Бэтмановской.

Всё вышенаписанное относилось к трилогии. Теперь я хочу сосредоточиться на “Бэтмен: Начало”. Потому что все потуги в философию в истории Темного рыцаря идут именно оттуда.

Кто меня бесит больше всех?

Герой Лиама Нисона!

В начале первого фильма Брюс Уэйн остается сиротой. После неудачного покушения на убийцу своих родителей, он сваливает из Готэма “искать себя” и оказывается в какой-то азиатской тюрьме. Там-то его и находит загадоШный дядя из супер-пупер таинственной организации “Лига теней” 🙄

Герой Нисона забирает Уэйна к себе в логово ниндзя (🤦) в какой-то шаолинь и начинается у них ТоксичнаяМужественностьФест.

Первое, что меня бесит в этом товарище, — это мертвая жена за кадром. Даже попасть в кадр не заслужила, ага!

Вам еще не осточертело, что смерть женщин используют для мотивации мужчин? Словно других причин что-то делать у героев нет! Ничего не может заставить их поднять жЁпу с дивана, кроме трупа любимой женщины! Возможно, включая эту самую женщину при жизни.

Кто виноват?

Во время тренировочного монтажа этот самый герой Нисона начинает приседать Брюсу Уэйну на уши:

Смерть твоих родителей не была твоей виной. Это была вина твоего отца.

Брюс злится. Мужик ему:

Злость не отменяет того, что твой отец проявил слабость/не действовал, когда нужно было.

Брюс отвечает, что у нападавшего был пистолет.

На что этот хрЭн отвечает:

Тебя бы это остановило?

На это будущий Бэтмен замечает, что он-то тренировался. А герой Нисона ему:

Тренировки ничто. Сила воли — всё.

🤦🤦🤦

Герой Лиама Нисона, а не пошёл бы ты найух?

Во-первых, без подготовки лезть на пистолеты с силой воли наперевес — это дурь.

Во-вторых, в такой системе координат любой мужчина всегда должен быть воином и защитником. А это не оставляет опций в первую очередь для мужчин. Ты не можешь быть, кем хочешь, если ты в первую очередь должен быть воином. Это одна из подстав патриархата.

Ну и не будем забывать, что защищать женщин и детей приходится не от других женщин и детей, а от мужчин. То есть, мужчины создают проблему, а потом старательно её решают. Какое мудрое использование ресурсов, да?

В-третьих, а давайте посмотрим на проблему шире!

Индивид и система

Дорогой Бэтмен, когда тебе кто-то говорит, что твой добрый и понимающий отец виноват в том, что его и твою мать убил какой-то хрен с пистолетом, это обвинение жертвы. Возможно, ты вырос с такими фантастическими привилегиями, что тебе не приходилось с этим раньше встречаться. Но #дурасамавиновата и #вы_посмотрите_во_что_она_была_одета имеет много разных форм.

Но даже если мы представим, что виноват не убийца, есть куда более реалистичные обвиняемые, чем старший Уэйн.

Например, законы и законодатели США (Готэм-сити же явно в Штатах), которые дают возможность покупать оружие тем, кому, вот чесслово, не стоило бы. Или полиция Готэма, которой не по зубам организованная преступность. потому что их система обеспечения правопорядка не работает.

Убийца родителей Уэйна выглядит физически нездоровым, как будто он живет на улице и у него проблемы с наркотой. В фильме проговаривают, что он совершил преступление от отчаяния.

Почему тогда не виновата вся капиталистическая система, в которой этот мужик дошёл до жизни такой. В которой нет соцзащиты: нет нормальной поддержки для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и для тех, кто уже родился в трудной жизненной ситуации.

Какого черта Томас Уэйн виноват больше, чем другие богатые люди, которые получают ништяки от этой системы? Он, кстати говоря, пытался использовать свои привилегии на пользу городу и делал всякие полезные штуки, типа поезда.

У меня к родителям Бэтмена только один вопрос: а почему они из главного входа в театр не вышли? Там что не выпускают, если вы хотите уйти с представления?

Злость

В тренировочном монтаже героя/ини обязательно есть сцена, где учитель отвешивает ученику бесценной жизненной мудрости, пока они тихонько сидят у костра или стола.

Что отвешивает наш мужик?

Твоя злость дает тебе огромную силу, но если дать ей волю, она тебя уничтожит.

(А дальше как раз идет история про мертвую жену. Ааааааа! 👿 )

Сколько я уже раз бухтела про злость и эмоции, не помню. Но давайте ещё раз: эмоции нужно проживать. Если вы не знаете, что я имею ввиду, погуглите (Вот тут в №5 есть ссылочка), почитайте Эмили Нагоски (“Как хочет женщина” и “Выгорание”), сходите к психологу/ине, пусть вам расскажут.

Сдерживаемая злость опаснее выпущенной. К разрушениям ведут не эмоции, а действия. Если вы умеете проживать злость как эмоцию, до разрушительных действий дело обычно не доходит. Зато может дойти до таких, которые восстанавливают справедливость.

Страх и ненависть в шаолинях

Далее мужик начинает вещать про страх.

Ты, говорит, боишься не преступников, а того, что внутри. Своей силы и злости, которые могут толкнуть тебя на великие и ужасные дела. Давай встречайся лицом к лицу со своими страхами, — и дает ему дурь, которая вызывает галлюцинации со всем, что его пугает.

И тут начинается часть, которая меня бесит:

Чтобы победить страх, ты должен стать страхом. Ты должен упиваться страхом других людей.

Страх по умолчанию значит, что вам небезопасно. Стать небезопасностью? Как вам это поможет? Сделать так, чтобы всем вокруг стало небезопасно? То есть, контролировать всех, и от этого получать чувство безопасности? Люди так делают, но это паршивый защитный механизм. Он неэффективен в долгосрочной перспективе и вредит окружающим.

Вспомните напуганных маленьких детей. Как в идеальном мире вы помогали бы им справляться со страхом? Порекомендовали бы напугать до усрачки всех вокруг? А ребенка стоило обнять и подержать на руках какое-то время (объятия создают ощущение безопасности, у Эмили и Амелии Нагоски об этом есть в “Выгорании”). А потом помочь ему или ей прожить эту эмоцию и успокоить.

Страх известного

Советы противного мужика в “Бэтмен: Начало” строятся на идее того, что  “люди больше всего боятся то, чего они не видят”. Он так и говорит.

Но вот, например, хорошее рассуждение на тему того, что мы боимся не неизвестного, а повторения дерьма, которое с нами уже случалось. Маленькие дети не знают ничего. И не боятся ничего. Пока с ними не случается то, что заставляет их бояться. То есть, на самом деле мы боимся известного.

Противный мужик продолжает:

Ты должен стать ужасом. Чувствуй, как страх мешает тебе думать. Чувствуй его силу искажать и контролировать”. — Вот это, между прочим похоже на проживание эмоций. — “И знай, что эта сила может быть твоей. Растворись в своем худшем страхе. Стань единым с тьмой

В отрыве от видеоряда это звучит, как упражнение на интеграцию частей себя, которые считаются в обществе “отрицательными”. Интеграция — это круто.

Но то, что происходит на экране, — это совсем не она. Там нет бережности и сочувствия. Там нет безопасности. На героя нападают враги в масках. И он должен победить своего учителя. Это не интеграция, это способ приучить действовать, даже когда тебе очень страшно.

Чего я к ним прицепилась?

Мужик говорит дальше, что цель упражнения — подчинить себе свои чувства. Не научиться их слушать и жить с ними, а подчинить. Это огромная разница.

Я разбираю это так подробно, потому что подобные идеи легко и незаметно укореняются в нашем сознание. Они — часть интересной истории, а люди гораздо лучше запоминают истории, чем абстрактные концепции. Поэтому маркиз де Сад, например, разбавлял свои философские рассуждения тоннами (мерзкого) секса.

Такое дерьмецо можно раскопать в своей голове на терапии, пока вы разбираете установки, которые вам не принадлежат, но которым вы следуете. Как следует им Брюс Уэйн. Он выясняет, что мужик плохой, но все равно следует его заветам. В этой трилогии Бэтмен такой, какой он есть в этой трилогии, из-за учения этого мужика.

Незаметно накакать вам в душу может не только «Бэтмен: Начало». Философия ордена джедаев тоже может нанести ощутимый вред. Потому что развлечения — это серьезно! 🙃

Но это не последняя моя претензия.

Бэтмен и расизм

Вся история с восточным учителем Бэтмена и ниндзя вызывает у меня фейспалм. Он тусит в Азии, но его учитель — белый аки первый снег Лиам Нисон? Если вы полезете в википедию читать историю этого персонажа, вы тоже не найдете объяснений, почему его играет ирландец. (Я, между прочим, очень сильно стараюсь не спойлерить. Надеюсь, кто-нибудь это оценит! 😀)

Азиаты среди ниндзя, конечно, есть, но из них говорит только один человек. И у того ровно одна реплика. Никто из этих ребят не важен для сюжета. Это массовка. И отношение к ней соответствующее.

То есть, герой учился в Азии, но общался только с белым дядей. Это как с женщинами. Герой живет в мире, где женщины — 50% населения, но он общается с одной. И режиссерам и сценаристам нигде не жмет.

Добавьте к этому тупенький любовный треугольник во второй части и непонятный трах на ровном месте с героиней Марион Котийяр, и… нолановская трилогия про Бэтмена мне не нравится.

Против фемоптики у этого супергероя защиты нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 × два =