Bernadette in a library
кино, вино и сериалы,  комедии,  новое сериало-кино,  Что это было?

Where’d you go, Bernadette/Куда ты пропала, Бернадетт 2019

Если кто и сможет перечеркнуть мою полосу паршивых новинок, то это Кейт Бланшетт, — подумала я, героическим усилием воли оторвала себя в выходной от дивана и пошла в кино.

И сработало! Почти. Всё было хорошо, пока на экране не появилась специалистка по психическому здоровью.

Краткое содержание

Бернадетт (собственно, Кейт Бланшетт) живет в Сиэтле с любимой дочкой и с мужем, который работает в Microsoft.

Ее манеры и замашки делают её unlikable woman (привет дамам из «Мелового сада»). Это героиня, которая создана не для того, чтобы вам понравиться.

Бернадетт очень умна и образована. У неё шикарное чувство юмора. Я в восторге, что она носит офигенно удобную одежду.

Но она не любит общаться с людьми. Кажется, у неё какая-то степень социальной тревоги/social anxiety, как в книге Ольги Размаховой). Или просто жители Сиэтла слишком провинциальные и не радуют её.

Окружающие-то точно принимают её поведение за высокомерие. У неё нет друзей, хотя она живет в Сиэтле больше 15 лет. Она общается в основном с дочерью. С мужем тоже, но у них не получается близкий контакт.

Бернадетт иногда сложно делать даже очень простые вещи. (Как человек, которому в конце дня сложно просто ответить на сообщения, я ее очень понимаю).

Чтобы лишний раз не выходить из дома, она наговаривает длиннющие послания виртуальной помощнице из Индии. И та ей всё заказывает через интернет.

В начале фильма дочь приносит вагон пятерок из школы и говорит, мол, вы мне обещали всё, что я захочу, если я буду отличницей. Так вот, дорогие родители, я хочу в туристическую поездку в Антарктиду. (И блиииин, девочка, зачем ты это сделала? Я теперь тоже хочу!)

Для Бернадетт это последняя капля. Дальше либо нервный срыв, либо какой-то прорыв в хорошем смысле и выход на новый уровень. Что случится раньше?

В начале было слово

“Куда ты пропала, Бернадетт” основано на книге Марии Семпле/Maria Semple. Я её не читала. Но поклонники жалуются, что не похоже.

Как человеку, который намедни обругал “Щегла” по этой же самой причине, мне бы стоило молчать. На самом деле, нет! И я могу объяснить, почему: “Щегол” без знания первоисточника слишком сухой и, главное, непонятный. “Бернадетт” же, судя по всему, просто другая.

Многим хотелось увидеть книжную. И я их очень понимаю. Но из своего диплома по теории адаптации я усвоила одно: фильмы не обязаны быть похожими на книги. Они не обязаны даже к этому стремиться. Многие сценаристы/режиссеры/актеры просто отталкиваются от текста, чтобы рассказать свою историю.

Это знание не мешает мне беситься, если кто-то неправильно дышит на Джейн Остин. Но это уже другая история.

Бернадетт

Кейт Бланшетт рулит.

У неё вышла “сумасшедшая…” А какой феминитив от слова “гений”? В общем, женская версия “сумасшедшего гения”.

Про гениальность я не преувеличиваю. К середине мы узнаем, что она получила стипендию МакАртуров, которую ещё называют MacArthur genius grant. Грант для гениев, то есть.

Она — архитекторка, которой до сих пор восхищаются коллеги. Хотя лет пятнадцать назад с ней случилось несколько очень травматичных событий, и с тех пор она не закончила ни одного проекта.

Её рабочим и семейным трагедиям фильм уделяет очень мало внимания. Это буквально три-четыре сцены. Почему, непонятно. Может, побоялись, что это будет слишком сильно выбиваться из тона картины? Хотя фильм не комедия, а драмеди (Драма+комедия).

Кто знает 🤷Но обоснуй для её состояния есть.

Не у всех есть возможность не работать и ничего не создавать столько лет, но сочетать работу с материнством после тяжелых психологических потрясений трудно многим. (Да и без них, собственно).

Ее способ справиться с проблемами тоже выглядит знакомо. Не срочно всё преодолеть и вытащить себя из болота за косичку, а замкнуться в себе и ничего не делать со своим творческим кризисом. Я не помню, чтобы я много видела такого в кино. А вот в литературе, написанной женщинами, это встречается чаще.

Тревожные звоночки

Я писала, что Бернадетт —женский вариант “сумасшедшего гения”. И её ментальное здоровье действительно под вопросом.

Речь идет не о тех расстройствах, которые ассоциируются с сумасшествием у неподготовленного зрителя. Но тревожные звоночки в её поведении есть.

Для начала дом, в котором живёт их семья. Он действительно показательный. В нем есть эти стильные облупившиеся стены, которые любят снимать в фильмах и сериалах про Италию и Грецию (Привет, “Под солнцем Тосканы” и “The Durrells”!). Но всё гораздо запущеннее.

Его не ремонтируют не потому, что денег нет. Если у вас есть деньги на путешествие в Антарктиду, у вас есть деньги на ремонт дома.

В фильме упоминается, что и мама, и папа с Восточного побережья США из очень обеспеченных семей. Дочка поступает в boarding school, частную школу-интернат, потому что ее родители туда ходили. Тут нет дефицита привилегий.

А значит, у Бернадетт нет вдохновения. И, возможно, сил.

Соседи и спойлеры

Самая тревожная штука случается с кустами ежевики, которые окружили её дом. Её соседке они мешают, и она требует их убрать. Бернадетт соглашается. Но как архитектор, она должна знать, какие будут последствия. А они весьма… зрелищные.

Если бы это был изолированный инцидент… чорд. Я могла б её понять. Я тоже не люблю своих соседей 😇 Хотя, пожалуй, не до такой степени. Но осознанно допустить нанесение вред окружающим — это сильный тревожный звоночек.

СПОЙЛЕР!!!

А вот ситуация с он-лайн помощницей вызывает у меня меньше вопросов. Она попалась на удочку русских (🙄) мошенников, дала им свои данные и пароли. В фильме это озвучивают, как причину для принудительного вмешательства специалистов по психическому здоровью.

Бернадетт явно была недостаточно бдительной. Но на мошеннические схемы онлайн попадаются многие. В том числе психически здоровые люди (ну, насколько они бывают 🤷). Это не показатель.

Кейт Бланшетт играет так, что из её героини хлещет нервная энергия. Но она никуда не направлена, потому что у Бернадетт творческий блок.

Из этого вытекает

Моя главная претензия номер раз

Муж наконец замечает ее состояние и её последние поступки (но не сам. Он просто слушает не жену, а левых людей), и обращается то ли к психологине, то ли к психиатрке. Ее играет Джуди Грир. И эта специалистка ставит Бернадетт диагноз по рассказу мужа!!!

Какого хрена?!?!?!?

Это неэтично, непрофессионально и, сука, просто невозможно!

В сети гулял пост психиатрки о том, как родные Хачатуряна попросили сказать, что у сестёр нет посттравматического расстройства БЕЗ РАЗГОВОРА С НИМИ. Это из той же серии.

Какого черта так показывать помогающих специалисток? Джуди Грир ещё так играет, что её героиня кажется способной на чудеса газлайтинга. Но совершенно непонятно, почему она так себя ведёт. Персонаж не раскрыт от слова совсем.

Я писала пост про изображение психологов в сериале Сексуальное образование/Sex education. И я хочу это повторить свой вопрос оттуда: кому это выгодно, чтобы люди не обращались за помощью? Какого черта?

Никогда не было, и вот опять

Моя главная претензия номер два тоже касается психических заболеваний.  И тут я тоже готова плеваться от ярости. 

Бернадетт отказывается обращаться к специалистам.

Но у неё случается разговор по душам со старым другом (Лоренс Фишберн, которому тоже нечего играть).

Она ему рассказывает, почему она перестала творить. А он ей говорит, что это всё увлекательно, но хватит уже п@&@деть, возьми себя в руки и иди твори. И типа все пройдёт.

Это очень в духе вредных мотивирующих цитат из интернетика. Но одно дело рандомная цитатка. Другое — полноценная история про крутую героиню. Они совершенно по-разному на нас воздействуют. Мы верим в истории.

И можем проглотить такое послание, не глядя.

Тревожность, депрессию и прочие психологические проблемы не лечат работой! Даже если это любимая творческая работа.

Да, творчество даст выход эмоциям. Если всё действительно получится, это даст  героине чувство контроля, что тоже полезно. Но это никак не повлияет на корни проблемы.

Непрожитое горе, неумение проживать тяжелые чувства, вроде беспомощности или разочарования, и миллиард других штук, которые привели Бернадетт к кризису, не исчезнут сами по себе от работы.

С ними придётся разбираться самостоятельно или искать специалиста/ку. И меня бесит, когда кино и сериалы делают вид, что это не так 😡

Муж

Весь фильм крутится вокруг Бернадетт. Про ее мужа сказать особенно нечего.

Он очень много работает. Они с женой отдалились. Он забыл, насколько талантливая женщина с ним живет. Со своей мужской гендерной социализацией он не умел и не умеет в эмоциональное обслуживание. Я не говорю, что состояние героини — его вина. Но он не помог, это точно.

Я бы никогда не простила близкого человека за ситуацию с психологиней/психиатркой, как в этом фильме. Это слишком близко к кульминации, чтобы рассказывать подробно, но в фильме всё сложнее и хуже, чем я описала. Для меня он совершил предательство, несовместимое с дальнейшими отношениями.

Поэтому финал их линии с Бернадетт я наблюдала с колокольни своей травмы. На мой вкус, он не понял, что натворил до конца, и его слишком легко простили. И вообще, вряд ли все проблемы этого брака решатся просто потому, что жена начнёт снова заниматься любимым делом.

Дочка

Дочка мне понравилась значительно больше. У актрисы отличная химия с Кейт Бланшетт.

Я думаю, «Куда ты пропала, Бернадетт» можно отнести к мамо-дочковому кино. Меня редко радует, как такие отношения показывают на экране. (Ну, разве что в “Храброй сердцем”). Но в этой картине порадовали.

Они не выглядят приторными, но нездоровой фигни там не так много, как можно было бояться. Дочка любит маму и не судит её. Она уже немного гиперответственная, но пока не критично. Мама дочку слышит, видит и поддерживает. И они отлично проводят вместе время.

Было бы всё так хорошо!

Режиссер

Режиссер тут Ричард Линклейтер, который снял “12 years as a boy”. Нет, его знаменитый фильм не так называется! Просто он вышел в один год с “12 years as a slave”, поэтому я запомнила эту шутку и настоящее название без гугла не найду. А! Отрочество/Boyhood.

Его работа мне понравилась. Без восторгов, но смотрибельно. Два часа пролетают незаметно. Есть провисания сюжета то тут, то там. Но Кейт Бланшетт всё легко вытягивает.

Книга написана, как собрание заметок, сообщений, судовых журналов и прочих документов. Переносить это на экран даже не пытались. Но в картине есть интересные вставки и монологи героини под прикрытием писем виртуальной помощнице.

(А ещё тут сколько продакт-плейсмента! Интересно, что муж героини работает в Microsoft, а она старательно пользуется техникой Apple. Это что-то говорит об их отношениях, или в Эппл больше бабла отсыпали?)

Но я не могу не размышлять, что было бы, если бы женскую историю сняла женщина, а не дядя под 60. Что бы в ней изменилось? Материал подали бы так же? Не сместились бы акценты?

В общем, пойду-ка я почитаю книжку, на которой это всё основано.

Итог

Пока я смотрела, мне нравилось. А потом я подумала, и мне стало нравиться гораздо меньше. Story of my life 🙄

Я бы не рекомендовала этот фильм людям в творческом кризисе и с социальной тревожностью. Или не слушайте Бернадетт и обращайтесь за помощью. 

Но всё-таки это кино с женщиной в центре. Героиня необычная, и приключения у неё необычные. Плюс Кейт Бланшетт крута. Это веские причины посмотреть, нэ?

Опять у меня “рекомендую с оговорками”. Эх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × пять =