Jesse Eisenberg as Mark Zuckerberg
драмы, трагедии и всякое серьезное кино,  кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  тру стори

Социальная сеть/Social network 2010

Идеальная реплика

В самом начале Цукербег и его девушка, которую играет Руни Мара, сидят в кафе. И он всячески демонстрирует, какой он офигительно умный, и как он не умеет в чувства, эмпатию и заботливое отношение к собеседникам. Когда он наконец перегибает палку с опупительно снисходительной репликой, она его бросает и выдаёт совершенно волшебное отшивалово для инцелов:

Перевод

Ты будешь идти по жизни и думать, что девушки не любят тебя, потому что ты — ботан. И я от чистого сердца тебе хочу сказать, что это неправда. Они тебя не любят, потому что ты м%дак.

Обидно, что после такой чудесной реплики кино не про неё, а про него. Стоило выписывать Руни Мару для такой роли! Нет, серьезно, мне плевать, что дальше стало с Цукербергом, можно мне сиквел про неё?

Только не от Соркина и, пожалуй, не от Дэвида Финчера!

Соркин faq

Микро-справка: Аарон Соркин — возможно, не самый талантливый, но однозначно самый узнаваемый американский сценарист. Он создал сериалы West wing/“Западное крыло” про администрацию вымышленного американского президента и Newsroom/“Отдел Новостей” про… ну вы поняли. А за “Социальную сеть” у него Оскар за лучший адаптированный сценарий.

Он знаменит многословными диалогами, которые актеры произносят на огромной скорости, и изображением очень умных и очень профессиональных людей.

Но Соркин не умеет писать женщин. В “Западном крыле” их было мало, и это не так бросалось в глаза в те далекие времена, когда этот сериал выходил. Про “Отдел новостей” я скоро побухчу.

А вот в его режиссерском дебюте Molly’s game/“Большая игра”/“Игра Молли” это очень заметно. И в “Социальной сети” тоже. Если он пишет их, как мужчин, только в юбках, всё нормально. Как только он пытается изобразить более традиционное представление о женственности, начинается сексизм и стереотипы.

Поэтому “Социальная сеть” — это толпа хорошо проработанных героев и vases for their dick flowers/вазочки под их хуе-цветочки (спасибо Ханне Гэдсби за шикарную формулировку).

Что делает герой, когда его бросает девушка?

Чтобы вы понимали, что я имею ввиду: далее по сюжету Марк приходит домой и садится писать гадости в интернете про девушку, которая его бросила. Разумеется, он критикует её внешность. Ну а что ещё, да?

Он напивается, и решает запилить сайт, где можно оценивать внешность девушек с нескольких факультетов Гарварда. Он ворует их фото с факультетских сайтов и пишет нехитрый интерфейс, где на экране появляются два фото студенток, и нужно выбрать ту, что ебабельнее. 

Это 12-я минута фильма, а меня уже тошнит 🤮

Тут впервые появляется персонаж Эндрю Гарфилда, хороший парень(тм). Марк требует у него какой-то алгоритм, чтобы закончить свой сайт.

Парень спрашивает Марка, мол, ты уверен, что это хорошая идея. Тот настаивает, и герой Гарфилда помогает ему создать сайт.

Мне вот интересно, а как бы развивалась эта история, если бы хоть один из троих(!) парней, тусовавшихся с Марком в одной комнате и видевших, что он делает, сказал ему, что это не ок. Что то, что он делает, это отвратительно и унизительно для женщин. У скольких зрителей мужского пола случилась бы реакция, как на ту рекламу Gillette, где мужчины просят мужчин не быть мудаками?

Преступление и… ничего

Если бы такое случалось хотя бы в кино, следующего куска сюжета тоже не было бы.

Марк всё-таки запускает свой сайт. Количество запросов на страницу с его “тестом” рушит сервера Гарварда, и он, довольный собой ложится спать.

Потому что люди, которые делают дерьмо другим людям, получают по заслугам только в проклятиях бабушек с лавочек и обвинителей жертв, которые живут с иллюзией справедливости. Ведь не могут же кому-то ни за что сделать плохо, да? А если кому-то прилетает что-то хорошее, это он по-любому заслужил?

Марк спокойно унижает не каких-то незащищенных девочек с улицы, а студенток Гарварда, у которых есть некислое количество привилегий. И… ему за это ничего не делают. Он не становится нерукопожатным среди студентов. Девушки его избегают, но не более того.

А пара ультрапривилегированных засранцев (Арми Хаммер тут играет близнецов) решает, что он охренительно талантлив и ему нужно предложить партнёрство.

И аааааааа… как меня бесит этот фильм, капитализм как система и мужчины с отсутствием эмпатии и этических принципов, на ней основанных!!! 😡😡😡

Наказание? Нет, не слышал

Думаете, администрация Гарварда его накажет? Ага, конечно.

Его вызывают на дисциплинарное слушание, где его обвиняют не в оскорблении девушек, а в незаконном скачивании изображений и взломе сайтов. Перед началом слушания ему дают пару слов. На что он их использует?

— Я, — говорит, — уже извинился перед женщинами Гарварда, которые обиделись. А я смотрю, они обиделись. (Ну да, с чего бы? Ты же всего-то предложил оценивать их внешность, словно они куски мяса на базаре!) А теперь я считаю, что вы должны сказать мне спасибо за то, что я продемонстрировал дыры в вашей системе безопасности.

И за это он получает 6 месяцев academic probation/академический испытательный срок. То есть, легкое неудобство. Не более того.

Мужчины и их таланты

Меня бесит, что в нашем мире так носятся с талантливыми мужиками. Каждый раз, когда всплывает говнецо, которое талантливый мужчина наложил в адрес женщин или других уязвимых групп, у нас начинается срач на тему “ну нельзя же губить его талант!”

См. Илья Трушевский, Гэри Олдман, Джонни Депп и миллиард других примеров, которые всплыли за время движения #metoo.

А точно нельзя? Может, в жопу талант, если у парня настолько все плохо с эмпатией, этикой и совестью, что его абсолютно не напрягает, что плоды его работы будут ощутимо портить людям жизнь? Может, технологии и прогресс — это не добро по умолчанию? Может, важно, кто двигает прогресс, куда и зачем?

Фейсбук и общественное благо

Посмотрим, сколько всякого нехорошего принес людям тот же Facebook

Только в прошлом году Цукерберг отвечал перед американским правительством на всякие неудобные вопросы (материал на англ.). Потому что фирма по обработке данных Cambridge Analytica заполучила из фейсбука данные 87(!!!) миллионов пользователей (тут на русском).

Эти данные были использованы, чтобы создать виртуальные портреты пользователей. А их, в свою очередь, использовали не только чтобы лучше настраивать вам таргетированную рекламу, но и чтобы влиять на выборы. В частности, на голосование на тему Брэкзита и, конечно, выборы Трампа.

В этом году был скандальчик с базой данных пользователей Facebook, которые просто лежали в свободном доступе на одном из серверов. И там были не только имена и возраст, но и номера мобильных телефонов. А это уже серьезно, и спам — наименьшая из опасностей.

Кроме того, алгоритм Facebook, как и Youtube, будет выдавать вам всё более и более радикальный контент, если вы кликаете на что-либо хотя бы чуточку радикальное.

Возможно, вы слышали, что Facebook и Instagram (потому что он принадлежит Facebook) банят активистов(ок), особенно бодипозитивных и  удаляют их посты за “нарушение правил сообщества”. Блогеров, которые занимаются секс-просветом, тоже любят банить. В конце концов, банят женские соски, но не мужские.

При этом их система почему-то очень плохо справляется с  расистами, с нео-нацистами, инцелами, теориями заговора, лже-наукой и, конечно, ну разумеется, а как вы еще думали, с мужчинами, которые оценивают женщин по внешности, словно они не люди, а дырки, в которые суют.

То есть, талант этих самых мальчиков с будущим, которое нельзя рушить просто из-за того, что они вредят девочкам, выдает вам на выходе примерно такие штуки.

Стоит оно того? Так ли полезен талант, если его обладатели считают нормальным наносить вред окружающим? Может, немножко столкновений с последствиями их действий пошло бы им на пользу?

Оставайся верным себе

Даже сам Цукерберг ждет этих последствий в фильме. Когда близнецы-Арми Хаммер зовут его встретиться в коридоре, он спрашивает:

Что я могу для вас сделать? Я оскорбил ваших девушек?

Но они такие:

Мы не знаем, мы не спрашивали. Наверно, надо спросить…

Но вообще-то они хотят предложить ему партнёрство.

А дальше СПОЙЛЕР! Он их кидает. А вы что ждали от такого парня? И весь фильм построен вокруг двух судебных исков. Один от этих близнецов. Они считают, что он сплагиатил их идею. А второй от его бывшего лучшего друга (герой Эндрю Гарфилда), которого он тоже кинул.

Нуачо? Зачем переставать делать людям плохо, если можно продолжать, и тебе за это ничего не будет?

Кино как продукт

При этом как кинопродукт “Социальная сеть” очень хороша! Стиль Финчера на удивление гармонично сочетается со стилем Соркина. Блеклые тона и недостаток освещения дополняют не слишком светлое содержание. Монтаж и частая смена кадров превращают историю, построенную на диалогах, в захватывающее зрелище.

Дядя-адвокат на ютьюбе говорит, что даже работа адвокатов и процесс дачи показаний показаны довольно точно

Безусловно, художественного преувеличения тут хватает, и черт его знает, как всё было и какой человек Марк Цукерберг на самом деле. Хотя оба иска реальные.

Но весь этот талантище потрачен на фантастических моральных уродов! Марвеловские и DC-шные злодеи нервно курят. И это я ещё была готова к такому!

Что ещё?

Когда я сказала, что девушки в этом фильме не более, чем вазочки для хуе-цветочков, я не шутила. В фильме нет ни одного проработанного и важного для повествования женского персонажа. (Сколько раз я писала такое за свою карьеру, интересно? Можно ли составить все эти предложения в ряд и получить линию от Земли до Луны?).

Героиня Руни Мары — просто красивый прием для завязки сюжета. Все остальные — не люди, а атрибуты успеха и украшения интерьера.

Когда команда программистов проводит лето в Калифорнии, у них в доме тусуются девушки, часто пьяные и обдолбаные. В одной сцене они играют в какую-то игру на приставке. Герой Джастина Тимберлейка спрашивает у них: вы юзаете такое-то оружие или такое? 

Они: Мы не знаем, мы просто стреляем друг в друга!

🤦

Мизогиния в игровой индустрии — это отдельная боль, с этим к Аните Саркисян. Но вот этот проходной сексизм — это пример отношения всех героев к женщинам.  Это реально токсичная мужественность для умных. Как в “Теории большого взрыва”.

Вот два важных видео на эту тему от Pop culture detective:

и

Про героя Тимберлейка и его потенциальную любовь к несовершеннолетним мне даже говорить не хочется. Но триггер-ворнинг на эту тему ближе к конце фильма.

А у героя Эндрю Гарфилда есть “сумасшедшая подружка”. Привет, стигматизация психических заболеваний! Только тебя тут и не хватало!

Но он не злодей! Что вы!

В конце, когда становится понятно, что Цукербергу придется отсыпать бывшему лучшему другу и близнецам денег, он разговаривает с адвокатессой:

Я не злодей!

Она отвечает: 

Я знаю. 85% показаний — эмоциональное преувеличение.

А остальные?

Лжесвидетельства. Каждому мифу о создании мира нужен дьявол.

И добавляет: 

Ты не м%дак, Марк! Ты просто очень сильно стараешься им быть.

ААААААААА!!!!! Соркин, а не пошёл бы ты найух? Ты весь фильм показывал, какой твой главный герой мелочный, завистливый, вероломный и насколько он готов идти по головам ради своей цели.
И теперь ты нам в конце пытаешься сказать, что он не м%дак?

И ты отдаешь эту реплику женщине. После того, как весь фильм их изображали, как мелких тявкающих собачонок, — потискать прикольно, но до чего тупые и противные создания! (Это не мое мнение о таких собачках, если что)))

Итог

Если вам хочется кино про мудаков, вам сюда. И чтобы получить хотя бы небольшое представление о том, как много сексизма и едва прикрытой ненависти к женщинам в IT-сфере.

А я, пожалуй, не буду это кино пересматривать больше никогда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

17 + восемнадцать =