кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  скоро сказка сказывается,  фэнтази и сверхъестественное,  Что это было?

Cinderella/Золушка 2015 — Часть 1

Это не (просто) рецензия на фильм «Золушка» режиссера Кеннета Браны, это прямо-таки моя программная запись. Почему?

Потому что этот фильм, как и многие другие, интересует меня не столько с художественной стороны, сколько с точки зрения убийственных моделей поведения и губительных мыслей, которые это кино накладывает в головы людям, и особенно девочкам.

Конечно, их впаривает и сама сказка, и тот самый диснеевский мультик 1950 года. Но «Золушка» 2015 года — это самая свежая версия. И тут их особенно хорошо видно.

Идеализация детства

Начинается все с идеализации детства. Мы все это делаем. Ок, большая часть людей это делает.

Во-первых, в том возрасте нам еще особо не с чем сравнивать, нет опыта, знаний и широкого контекста. Все кажется нормальным, и таким запоминается. И таким вспоминается в более взрослом возрасте.

Во-вторых, вспомнить детство как оно правда было, со всеми моментами бессилия перед родителями, разочарований, когда вы не могли получить то, чего хотели, и миллиардами других эмоционально тяжелых моментов — это тяжело. Кто-то это делает, а кто-то предпочитает никогда не допускать в свое сознание мысль, что что-то было не так.

Есть травмы, которые гораздо труднее отрицать перед собой. Но в этом фильме вам ничего такого не покажут.

Тут будет идеальное детство, как из рекламы чудо-йогурта:

Отфотошопленно красивая худая-светлокожая-кудрявая-блондинистая мама. Не менее отфотошопленный худой-привлекательный-богатый папа. Точно такая же дочка. И все-то у них о-б-а-л-д-е-н-н-о!

Правда же реклама йогурта, да? Того и гляди из-за куста еще выйдет довольная корова и начнет жевать травку на переднем плане!

Первая нотка бреда

Разумеется, оно только выглядит обалденно. На самом деле, у них уже идет закладывания токсичных установок в голову девочке:

Мама говорит дочке, которую зовут Элла (всё нормально, всё по канону. Потом объясню!), мол, животные с нами по-своему говорят, а мы их можем услышать, если будем внимательно к ним прислушиваться. Так мы учимся за ними присматривать.

Окэ, пока норм. Ну, если не придираться.

А кто за нами присматривает? — спрашивает Золушка.

И тут мама выдает:

Крестные-феи!

Ну, зашибись! Токсичная мысль №1.

Почему не другие люди? Почему не мы сами? Видимо, поэтому в тяжелые жизненные моменты эта Элла не будет предпринимать ничего, чтобы изменить ситуацию. Она не обратится к тем, кто реально может помочь. Нет, она будет ждать фею до последнего!

Которая появится опять же не в тот момент, когда мачеха и сестры начнут совершать эмоциональное насилие по отношению к ней. Нет, она появится только когда Элле станет совсем невыносимо, и она перестанет верить в мамины слова. WTF?

Улыбка точно как в рекламе зубной пасты или жвачки)))

Токсичная мысль №2

Райской идиллии быстро приходит конец — рекламная мама умирает. При смерти она выглядит чуточку менее накрашено, чем до этого.

Я уж не знаю, что у нее за болезнь, такнадодлясюжета-ит, наверное. Тяжело больные люди, которых я видела, выглядели совсем не так. Чахоточники выглядят бледнее, насколько я понимаю.

Честно говоря, я сама во время какого-нибудь гриппа паршивее выгляжу, чем она в кадре.

Мораль: Даже когда ты умираешь, будь привлекательной! А то вдруг они тебя разлюбят! И это токсичная мысль №2

Завещание

Мама ребенку говорит на смертном одре, мол, эта штука тебя проведет через все жизненные испытания! Это супер-секрет и бытовая магия!

Будь храброй и доброй, и будет у тебя всё ок.

Звучит… безобидно. Но я вам скоро расскажу, каким это выйдет будущей Золушке боком!

Справедливости ради, надо сказать, что ей повредят не столько сами слова, сколько их интерпретация. Или тот смысл, который вложили в эти понятия сценаристы.

Смерть в Голливуде, дамы и господа

Уродливые сестры?

Пока Элла все так же безмятежно растет, рекламный папа стареет. И в какой-то момент он внезапно решает жениться на Кейт Бланшетт. А она привозит в дом двух дочерей, кота и всех своих тараканов в голове.

Интересно, что сестры подаются как уродливые и выдают пятиминутку городского снобизма сразу же по приезде.

Меня здесь напрягает, что «уродливые» — это две худые, без каких-либо видимых изъянов или физических недостатков девушки. Одна из них Холлидей Грейнджер из «Борджиа», а вторая Дэйзи (Софи Макшера) из «Аббатства Даунтон».

Чем они отличаются от Золушки? Видимо, красота у них искусственная. Они же наряжаются, красятся и все такое. Золушка-то вся такая естественная!

Естественная — это идеальная кожа, интересно заплетенные (чистые ухоженные длинные и потенциально крашенные) завитые волосы, выщипанные крашеные брови и незаметный толстый слой макияжа, который у нас на экранах выдают за «естественный» вид.

Токсичная мысль №3

Если «уродливые» характеризует их внутреннее состояние, то для этого есть другие прилагательные. Противные сестры, злые, какие-нибудь еще. Или надо указывать, что это про душу, а не про внешность.

Это как толстый. Если вам скажут, что вы толстый/ая, как вы себя почувстсуете? Прежде чем понять, что это просто прилагательное, обозначающее размер, вам придется продираться через все ваши усвоенные из окружающего мира установки, в которых толстый = плохой.

Уродливый = некрасивый, а не некрасивый-в-душЕ. Когда девушек, которые попадают под уже узкий и травмирующий людей по всему миру идеал красоты, зовут уродливыми, это какой-то анти-бодипозитив. А целевая аудитория этого фильма — девочки, девушки и женщины. Токсичная мысль №3.

Токсичная мысль №4

Папа уезжает по своим купеческим делам, и мачеха начинает абьюз. Она манипулирует Эллой, заставляет отдать свою комнату сестрам и переехать в пыльный и пустой чердак (исторически место, где жили слуги, а она дочь хозяина).

Что делает Золушка? Ничего не говорит!

Почему она ничего не говорит? Папа ей перед отъездом выдал ценное указание:

Будь хорошей по отношению к мачехе и сводным сестрам, даже если они… нелегки в общении иногда.

Отличный просьбо-приказ, мужик! Это примерно как сказать «веди себя, как сферический конь в вакууме». Потому что нет какой-то одной хорошести, это чудовищно относительное понятие.

И твоя дочь почему-то интерпретирует его как «будь терпилой». Она, видимо, верит, что хорошие люди не спорят. Они не имеют права постоять за себя, сказать нет или даже просто возразить.

Где она понабралась таких ценностей, нам не расскажут. (Может, в патриархальной культуре, которая именно этого хочет от идеальной женщины? Нет? Ммм, наверное, совпадение!) Зато вы увидите, как она получит самую крутую награду в сказке за то, что так себя вела.

Тем временем, в жизни такая версия «хорошести» может вам некисло навредить. Так что токсичная мысль №4.

Подарочек от папы, ага

Номер 5

Когда Эллу ссылают на чердак, она резко кидается искать положительные стороны. Она не дает себе обидеться, расстроиться и особенно разозлиться. Хотя она в ситуации, где с ней поступили жестоко и несправедливо.

И какбэ сам по себе поиск положительных сторон — это неплохо. Но не сразу, а после того, как ты отдал дань уважения собственным эмоциям, когда ты осознал, как ты себя чувствуешь, признал, что ты имеешь право так себя чувствовать, и побыл в этом состоянии (то есть, конструктивно повзаимодействовал с ними. Вот тут, например, о том, как это делать, тут).

Иначе это синдром Поллианны, психологическая защита, которая искажает реальность. Видеть только хорошее может быть так же вредно для психики, как и видеть только плохое. Лучше видеть и то, и другое. И можно с хлебом 🙂

Токсичная не мысль, а модель поведения, но нумерацию я продолжу. №5

Про мачеху и ревность

К слову о птичках, если взрослая женщина фактически мстит дочке своего второго мужа за то, что он любит только ее и ее покойную мать, — это не круто.

Но сама ее ревность — не какая-то демоническая эмоция.

Я имею ввиду, она его жена. Они переехала в его дом, далеко от друзей и своего окружения, откуда-то, где ей явно больше нравилось. Она потом признает, что она вышла за него ради дочерей, но при этом она ж выбрала вполне себе привлекательного рекламного папу. Может, она правда надеялась на что-то между ними?

Рекламный папа, тем временем, умирает где-то за кадром и на смертном одре говорит только о дочери и покойной первой жене. (А фермер, принесший новости, беспалевно рассказывает об этом Золушке, когда мачеха стоит в нескольких шагах от нее. Тактичность? Нет, не слышал! У вторых жен же не бывает чувств, да?)

А у мачехи в глазах слезы стоят. Да, она потом бухтит, что они разорены, но, вполне возможно, что ей тоже больно.

А тут выходит, хочешь быть важной и любимой вторым мужем, когда у него уже есть взрослая дочь от первого брака и память о покойной  рекламно-идеальной супруге? Ну ты и злобная стерва!

Я ее не оправдываю, потому что она тут абьюзер, но тем не менее, папенька тоже не весь в белом. Я не уверена, стоит ли это считать за прямо полноценное токсичное послание, но оно меня напрягает.

Домик в деревне

Классическое условие для домашнего насилия

Зато дальше мачеха делает все, чтобы создать одно из главных условий классической ситуации домашнего насилия: она изолирует Эллу.

Нет, еще не запирает на чердаке. Но ее решение уволить всех слуг (а это ее друзья в доме, она росла при них) — это не так логично и необходимо, как кажется.

В условные сказочные времена, похожие на 19 век, зарплата у слуг была настолько низкая, что одну служанку точно можно было себе позволить (судя по их уровню благосостояния в доме). Можно было продать одну вазу из прихожей или картину, которыми увешаны стены, и этого бы хватило на зарплату служанки на пару-тройку лет, если не дольше.

Конечно, мачеха одна, дважды вдова и у нее 2 дочери и падчерица. И неясно, есть ли хоть какие-то источники дохода после смерти мужа. Ей надо экономить. Но необязательно столь усиленно.

Если только у тебя нет коварного плана превратить падчерицу в рабыню.

Это у меня просто картинки про детство не кончились

Токсичная мысль №6

И пока Элла вкалывает, как папа Карло, крестная фея, которая комментирует все за кадром, говорит:

И это было хорошо, потому что отвлекало ее от ее горя.

Нееееееет!

Это не хорошо!

Горевать нужно. Это нормально. Цель этого процесса — не уйти в бесконечную тоску и депрессию, а как раз наоборот — восстановиться после потрясения и возвратиться к (условно) нормальной жизни.

Если не переживать свое горе, оно не исчезнет. Оно просто уйдет в подсознательное, и будет периодически оттуда требовать своего. В частности, тоской и депрессией. (вот, например, про это).

Фея в конце добавляет, мол, «Или так ее мачеха говорила», но все равно токсичная мысль №6.

Как Элла превратилась в Золушку?

Она спала рядом с очагом, на нее попала зола (cinders). Сестры заметили, скрестили Cinder + Ella. Получилось «Cinderella» — в нашем переводе «Золушка».

Так вот, в сцене, где одна из сестер придумывает новое имя, мачеха Элле жестоко и манипулятивно запрещает сидеть с ними за столом. Мол, смотри, какая ты стремная, грязная и вообще ничтожество. Как ты смеешь считать, что ты можешь сидеть с нами за одним столом?

И это еще одна классика домашнего насилия — вербальный абьюз/агрессия и унижение (все это относится к эмоциональному насилию. Уж больно там список хороший по этой ссылке! Легко переделывается под взрослых). Это разрушает самооценку, бьет жертву по больному, тем самым лишая ее сил, и вообще, фантастически эффективно для подавления воли человека.

В общем, если вас сейчас беспокоит ваша низкая самооценка и вы хотите понять, в чем проблема, вспомните, сколько гадостей (открытых и чуть более завуалированных) вы слышали в свой адрес в детстве/отрочестве/юности/вообще. Частично проблема в этом.

Что с этим делать?

Мне нравится идея про чувства (ссылочки были выше) и re-parenting (быть родителем своего) внутреннего ребенка. Или гугл и терапия вам в помощь.

Пытаться игнорировать это и говорить себе, что всем так доставалось, на мой взгляд, неэффективно.

Это не то, что я отношу к токсичным мыслям конкретно «Золушки» как фильма. Само поведение безусловно токсично, но эти герои не подаются как пример для подражания. Мне просто хотелось ткнуть в этот момент и назвать его своим именем.

А что Золушка?

Золушка, разумеется, никак вслух не возражает. В принципе, девушку можно понять. Вербальный абьюз — это больно и обидно. А уж если у тебя есть установка быть хорошей (= не злиться и нельзя себя защищать, в местной версии), то вообще пытка.

Она идет на кухню рыдать, потом скачет в лес на коне. Без седла! А фея за кадром выдает:

«Возможно, не так уж плохо, что сестры (а вообще больше мачеха — это я добавляю) были к ней так жестоки. Если б не это, она, возможно, никогда бы не встретила принца», который в тот момент охотился на оленя в том же лесу.

Дорогая крестная фея!

  1. Почему ты до сих пор не забрала девочку оттуда?
  2. Тебе не приходило в голову, что если бы с ней дома так не обращались, ей не надо было бы влюбляться в первого встречного, чтобы сбежать из своего дома навсегда?

Кроме того, она могла бы встретить его с таким же успехом, если бы просто отправилась в лес на конную прогулку!

Токсичная мысль №7

Давай не будем оправдывать насилие ништяками, которые случились после, да? А то это создает впечатление, что ништяки — это награда за страдание. И что бы там религия или сказки не говорили по этому поводу, одно далеко не всегда следует за другим в обычной земной реальности.

Иначе жертвы войн, геноцида, изнасилований или других жутких событий катались бы, как сыр в масле. Часто вы такое видели?

А если подсознательно усвоить такую установку, это может привести к очень разрушительному поведению. Это одна из главных токсичных мыслей этой истории. №7

Тут будет фея, потому что выражение лица подходит, я щетаю))

Так хорошо, как могут?

— С тобой хорошо обращаются? — спрашивает Золушка принца.
— Скорее всего, лучше, чем я заслуживаю. А с тобой?
— Так хорошо, как могут.

Ооо, посмотрите, какие мы миииииленькие и всепрощааааающие! Добродетельные и соответствующие христианским ценностям! Мимими. Я поязвила, поехали дальше!

Подставлять вторую щеку вместо того, чтобы давать в морду в ответ, — это не плохо. Но признавать, что у тебя творится внутри, вместо того, чтобы мгновенно прощать или давать в морду в ответ, — еще лучше.

В морду ты в любом случае никому не даешь, но во втором сценарии ты ещё и честен с собой и можешь проживать свои эмоции.

Да, я буду снова про это бухтеть, это важно. Кроме всего прочего, оно позволяет завершить цикл стресса и избежать таких «потрясающих» вещей, как депрессия и тревожность

(У Эмили Нагоски в книге «Как хочет женщина»/Come as you are есть про цикл стресса. Она о другом, но все вполне применимо. тут выложен кусок на русском, в котором можно прокрутить вниз до заголовка «Как можно и нужно выходить из стресса»)

Еще утверждение феи стоит перевернуть. Они обращаются с ней не так хорошо, как могут (Они могут гораздо лучше — в начале же было лучше), а так хорошо, как хотят. И так плохо, как могут, — они тестируют границы. Как плохо можно с ней обращаться до того, как им за это прилетит?

№8. Жалость как защитный механизм

И да, на одном из уровней абьюзеров можно пожалеть, как это делает Золушка. Скорее всего, они нахватались таких моделей поведения и потребности унижать и контролировать других не от хорошей жизни. Но на других уровнях, они делают тебе больно!

Злиться на них в такой ситуации — это самая нормальная реакция. Потому что злость поможет тебе (даст силы) выйти из этой ситуации. Можно, кстати, злиться и сочувствовать одновременно.

А вот загонять злость внутрь и жалеть их — не особо полезно для организма. Хотя, нужно признать, что здесь оно Золушке помогает — это защитный механизм.

Жалость (не путать с сочувствием) значит «я лучше них». По этой причине ненавидят жалость, например, люди с ограниченными возможностями.

Благодаря жалости Золушка может как-то выносить насилие над собой без идентификации с агрессором. Но в долгосрочной перспективе защитные механизмы часто вредят больше, чем помогают. Хотя бы потому, что искажают восприятие реальности.Токсичная модель поведения №8

Поспешные выводы принца и №9

Принц на этот диалог реагирует круто: мне жаль, говорит. Т.е. я понял, что все паршиво, и я сочувствую(!).

Принц в этой фильме довольно адекватен, надо отдать должное сценаристам. Ему бы еще пообщаться побольше с Золушкой, узнать ее лучше, и у меня бы исчезло большинство претензий к нему. Кроме вот этой:

Золушка ему говорит:

Это не твоя вина

На что он отвечает:

И не твоя тоже, готов поспорить.

Это было бы круто, если б он знал, что происходит. Но он не знает, поэтому это странно.

:nope:

Чувак, ты реально думаешь, что все девушки, которые симпатичные и жалеют оленей, зайки и пупсики? Мы все делаем поспешные ни на чем не основанные выводы о людях, тем не менее, №9

Токсичная модель поведения №10

Она, продолжая диалог:

Да все не так плохо. Другим хуже, я уверена.

Ааааааааа! Я так закатываю глаза от такого обесценивания своей боли, что никакой смайл не передаст! Токсичная модель поведения №10.

Безусловно, кому-то хуже. Но если у соседа болит живот, а у тебя только пальчик, это не значит, что у тебя не болит пальчик.

Чужие страдания не обесценивают ваши. Они, возможно, дают вам перспективу, более широкий контекст, в котором можно оценить свою боль (если уж вам так приспичило её оценивать). Но перспектива полезна, только после того, как вы… вы знаете, что я сейчас скажу, да? Уважительно отнеслись к своей боли и побыли со своими эмоциями!

Продолжение следует!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 1 =