The witcher
кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  приключения,  скоро сказка сказывается,  фэнтази и сверхъестественное

Ведьмак/The Witcher. Сезон 1. 2019

Краткое содержание

Где-то в далеких-далеких галактиках 90-х Анджей Сапковский написал серию фэнтези про Ведьмака. Ведьмаки в его мире — это такие специальные дяди, которых подвергли мутациям и с детства тренировали убивать всяких фольклорных чудищ. Ведьмака, который подразумевается в названии, зовут Геральт из Ривии. Он бродит по условно средневековому миру, зарабатывает чеканную монету и смешно бурчит. (Как ещё описать звук, который он издает? 😄 )

Параллельно в сериале показывают принцессу Цириллу или Цири. Её вырастила бабушка, по совместительству правительница города-королевства Цинтра (она и её второй муж — самая интересная пара в сериале, я считаю). На этот город нападают непонятные хрены с севера. Это не игра престолов, они люди, ничего особо магического в них нет. Но их королю зачем-то надо захватить мир. Ну какбэ… с людьми тоже бывает 🤷

Они убивают почти всех жителей Цинтры, но Цири успевает сбежать. Дальше она тоже бродит по условно средневековому миру и ищет Геральта.

Ещё одна линия показывает, как сельская горбунья Йеннифер, которую все презирают и шпыняют, попадает в школу магии и волшебства (серьезно!) и становится ведьмой.

Типа дисклеймер

Из всего цикла я читала только первую книгу. И, возможно, половину второй, но это не точно. Потому что дело было десять лет назад. Но мой тогдашний бойфренд очень любил творчество пана Сапковского, поэтому я о нем очень наслышана. В игры я тоже не играла, только немного смотрела из-за плеча.

Это я всё к чему? У меня нет фанатской боли на тему того, что сценаристы выкинули и добавили. Прямо вот ни капли. По “Игре престолов” я тоже совершенно не скучаю, поэтому я не ждала, что “Ведьмак” мне её как-то заменит.

Короче, единственное ожидание, которое у меня было на тему этого сериала — песня про чеканную монету. Потому что она была везде, когда сериал вышел, а я болела, и мне было не до вдумчивых просмотров 😭 . А “Ведьмак” требует очень вдумчивого просмотра.

Таймлайн

Это шоу нельзя смотреть попой, занимаясь параллельно домашними делами. Не в первый раз, во всяким случае. Не знаю, можно ли считать объяснения таймлайна спойлерами, но на всякий случай

Осторожно, спойлеры!

Создатели “Ведьмака” смотрели “Мир Дикого Запада” и, похоже, делали заметки. Эх, жаль у них роли для Энтони Хопкинса не нашлось! 😊

В сериале три сюжетные линии. Действие в них происходит в разное время. Знающие люди говорят, что линия Йеннифер начинается лет за 20-30 до линии Геральта. А линия Цири идет лет через 15 после событий его основной линии. В финале все сходятся в одной точке в оказываются во времени Цири.

Об этом можно догадаться серии ко второй, там разбросаны намеки. Но если знать сразу, смотреть, конечно, проще.

Создателям прилетает критика за такой подход. Я не считаю его гениальным. В “Мире Дикого запада” догадаться было сложнее, и когда вы понимали, что это было, эффект был мощнее. Но особого раздражения этот прием у меня не вызывает, потому что это не просто нарративная игрушка. Он дает возможность раскрыть трех центральных персонажей, и при этом он заставляет людей смотреть. А в битве за внимание зрителей это далеко не самый грязный прием 🤷‍♀️

Мир труд и женщины

Я посмотрела “Ведьмака” после “Мандалорца”, и это правда смотрелось как ответ на все мои молитвы. Которые в моем случае претензии 😇

В “Мандалорце” было по женщине на серию, максимум 2, одна из них в шлеме, скрывающем лицо. (Кроме одного исключения). А мир “Ведьмака” пропорционально населен женщинами. Я не считала их, но мне не закрадывалась мысль, что люди  размножаются почкованием, потому что достаточного количества женщин в нем нет. Что уже показатель.

Женщины есть и в главных ролях, и во второстепенных и просто, блин, по улицам ходят! Более того, женщины разные. Есть даже больше 42-го размера! Их немного, и у них всего пара реплик, но они есть! Это чудеса репрезентации, между прочим.

Плюс продюсеры сделали очень много, чтобы им не прилетело от интернетика на тему расового разнообразия. И да, если вам хочется сказать про этот сериал «я не расист, но», у меня плохие новости.

Потому что это художественный сериал с кикиморами, драконами и эльфами. Где принцесса забеременела от !спойлер! ёжика, блин! Это не простой ежик, но сам факт! Какая разница, какого цвета эльфы в таком контексте? О какой реалистичности вообще можно говорить? Да и зачем о ней говорить, когда вы смотрите сказку?

Героини

Их не так много, как в “Игре престолов”, но тут в принципе меньше действующих лиц. Пока. Меня больше всего радует, что многие из них — очень неоднозначные дамы со сложным характером.

Например, ректорка школы магии и волшебства для девочек. Она требовательная, но не всесильная, она косячит. Пару раз её гордыня мешает ей общаться с любимой ученицей. И вообще с подавленными эмоциями и коммуникацией привязанности у неё все сложно. Но она манипулирует и лоббирует свои интересы в ордене магов и ведьм наравне с мужчинами.

Даже героини, которые потеряли огромные пласты своей личности при переносе на экран, впечатляют сложностью. Девушка по имени Ренфри, глава шайки разбойников, появляется только в первом эпизоде. Но она ведет себя так, как можно обычно только персонажам мужского пола. (То есть, как человек, блеать!) Она хочет мести. Будь она мужчиной, никто бы и глазом не моргнул, но угадайте, за что она хочет мстить?

Она пережила изнасилование. В “Игре престолов” вам бы это показали на весь экран, а потом перевели камеру на страдания мужика, который вынужден на это смотреть.

В “Ведьмаке” Ренфри РАССКАЗЫВАЕТ, что с ней случилось. Сама. СВОИМИ СЛОВАМ она описывает, как это ОЩУЩАЛОСЬ для неё, а не как это видно зрителю со стороны. При этом жестокость того, что с ней сделали, совершенно очевидна. Как и последствия этой травмы для ее психики. Её мотивация не слишком благородная. Она анти-героиня. Не злодейка, не жертва, а анти-героиня. Как Бэтман.

И вы бы видели, как она бьется с Геральтом на мечах! Никаких вам захватов головы мужчины между ног. Ренфри дерется с ним наравне!

Королева Калантэ

Но больше всего в этом плане интересна королева Цинтры, которая бабушка Цири. Она кажется типичной сильной женщиной(тм). Она привыкла командовать, с удовольствием посылает мужиков на хрен и шикарно хамит. Но сериал дает ей время показать и другие качества. Она любит внучку и дочь, и делает глупости, чтобы удержать их рядом. Она любит второго мужа. Изображение этой связи вообще рвет шаблоны, потому что им по полтиннику, а они явно занимаются сексом. Не на экране, но об этом говорят. Как часто в мейнстримных сериалах женщинам такого возраста дают откровенно хотеть своих постоянных партнеров?

Она ходит на поле битвы не для того, чтобы стильно посидеть на коне в отдалении. Она предана своей стране, знает толк в управлении, но одновременно она бывает политически недальновидна. Она коварна и упряма в отношениях с ведьмаком. И ближе к концу сериала мы узнаем, что она устроила геноцид. Не из-за желания покорить мир, а потому что она так видела защиту интересов своего королевства. В общем, дама состоит из противоречий, при этом она очень живая.

Цири

Их две, что само по себе радует. У Цири явно все ещё впереди, потому что в цикле Сапковского у неё очень большая роль. Пока она — немножко предмет, который все ищут. По крайней мере, она не сидит в башне и не ждет, пока её найдут. Она активно ищет ведьмака сама. Но она вся такая ошарашенная, напуганная и только нащупывает свой путь. Это логично по сюжету, но от следующего сезона я жду большего.

Йеннифер

Самая главная женщина в этой истории — ведьма Йеннифер, романтический интерес Геральта. Ох, чтоб все романтические интересы в кино были такие сложные!

У неё куча тараканов на тему внешности. В начале у неё есть горб, и люди относятся к ней ужасно. Но мы видим (в кадре!), что в её жизни появляется мужчина, который любит её такой. В их отношениях все не так просто, и он вовсе не мегаположительное бревно. Но тем не менее, на экране(!) женщину с заметным физическим “изъяном” любят и ценят! Это не должно быть революционным, но…

И, как оно бывает и в жизни, этого недостаточно. Она жертвует способностью иметь детей, чтобы её магией превратили в красавицу. Но шоу показывает, что это не приносит ей удовлетворения.

Она хочет силы и власти, уважения и обожания мужчин. И она всё это получает, но мы опять же видим, что это не делает её счастливой. Не потому что все это глупости, а потому что её душевные раны слишком глубоки.

Тогда она решает, что хочет родить ребенка. Если смотреть шоу внимательно, можно понять, зачем. В одном из эпизодов она сопровождает в поездке жену какого-то правителя, а у той есть маленькая дочка. Эта женщина говорит, что для ребёнка ты целый мир и все такое прочее. Йеннифер зверски хочет быть для кого-то важной, нужной и ценной не за то, что она может сделать, а сама по себе. И она, как и множество женщин в реальном мире, решает завести ребёнка для удовлетворения собственных психологических потребностей. Вот вам и фэнтази!

Её отношения с Геральтом не менее сложные. И знаете, что интересно? Мне не нравится Йеннифер как человек. Но мне очень нравится, как она изображена в сериале и как её играет Аня Чалотра. Меня напрягает только один момент.

Одно “но”

Пока Йеннифер учится, ректорка постоянно говорит, что у неё ни фига не получается. Нам показывают, как она лажает. Мы не видим её успехов, если не считать толпу наколдованных людей, которые смотрят на её секс с бойфрендом. А потом внезапно выясняется, что она лучшая ученица. Эээ… что? Когда? Как так вышло? Мы знаем, что она сильная, но что лучшая ученица… Это несколько внезапно. Мы видим её внешнюю трансформацию, но внутренней уделено маловато времени. И потом оп! И она — суперуспешная независимая ведьма 20 или 30 лет спустя.

Кстати, знаете, откуда ж взялись все эти необыкновенные реалистичные женщины? А тут шоураннерКА и сценаристКА! Её зовут Лорен Шмидт Хиссрич, и у неё впечатляющий послужной список. Женщина-шоураннер — не гарантия прохождения фемоптики, но шансы возрастают.

Ведьмак

Геральт из Ривии мне нравится. Он не самый обычный герой фэнтези. Ну то есть, выглядит-то он вполне себе по-фэнтезийному. И все эти немногословность и ворчание вполне вписываются в стандартный образ. Но он не хочет сам царствовать и всем владети (с). Он просто хочет делать свою работу и получать за это… о нет! Сейчас я опять начну петь эту песню! 🤣

Он не убивает чудищ почем зря.  Он не бесчувственное бревно, и он знает это. Он просто не всем готов в этом признаться. Он заботится о тех, кого любит. Особенно, это заметно в отношениях с бардом Лютиком. Плюс Геральт весь такой рефлексирующий. В общем, на удивление приятный дядька.

Итог

Как вы понимаете, меня затянуло больше, чем в «Мандалорца». Уж больно хороши персонажи! Что не отменяет неровного ритма и необходимости смотреть, не отвлекаясь. Это можно считать недостатком 🤷

Это точно не “Игра престолов” (Для меня это плюс), хотя реверансы в её адрес есть. Кровищи, кишок и боевых сцен хватает, но меньше политики и мотивация злодеев с севера пока вызывает вопросы. Тут наклевывается эпический размах, но это размах скорее в духе Толкиена, чем в духе Джорджа Мартина.

В общем, учись, Дисней, вот так надо делать крутых женских персонажей 😝

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 2 =