шпион Уилл Смит
Анимация и мультики,  кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  приключения

Камуфляж, шпионаж и новая маскулинность

Камуфляж и шпионаж/Spies in disguise 2019

Краткое содержание

Уилл Смит играет темнокожего анимационного Бонда. Народ ждал Идриса Эльбу в этой роли, но воз и ныне там. А тут хоть и анимированный, но несомненно Бонд. Лучший шпион из всех шпионов, элегантный, обаятельный, всегда работает один, у него лучшие гаджеты и тачка, и все им восхищаются. Только толпы девушек нет, потому что это всё-таки американский детский мультик.

Но однажды его обвиняют в преступлении, которого он не совершал, и он пускается в бега. Бежит он к герою Тома Холланда, юному гениальному ученому, который считает, что обнимашки спасут мир. Он добавил в арсенал супершпиона бомбу, взрывающуюся глиттером и голограммой котяток. Супершпион не оценил инновацию и приказал парня уволить. Зато теперь гик-пацифист ему очень нужен — он слышал, что тот изобрел идеальный камуфляж. Правда, он не подозревает, что для этого надо превратиться в голубя. Но, действительно, какое прикрытие может быть идеальнее?

Что употребляли авторы?

Сюжет этого мультика начинается как классическая бондиана, а потом уходит в отрыв. С одной стороны, здесь всё предсказуемо с самого начала, с другой, голубь-шпион! Кому это вообще в голову пришло?! 🤣 Нет, это забавно, но как говорили в интернетиках в моей молодости, внученька, что курил автор? Дайте два!

Кажется, это та же дурь, которая была у сценаристов “Нового обличья императора”/Emperor’s new groove (Один из моих любимых диснеевских мультиков, кстати). Скелет сюжета — один в один: самовлюбленный балбес, облеченный властью, выпивает жидкость, которая превращает его в животное. Он ищет способ снова стать человеком и параллельно убегает от тех, кто хочет его убить. По пути он осознает ценность дружбы и командной работы, обретает верного партнера, и спесь с него слегка сбивается.

Звучит, как будто сценаристы всё списали оттуда. Но на самом деле, фабула разыграна по-новому и главный мессидж другой.

Старая маскулинность

Шпионское кино традиционно набито токсичной маскулинностью. (Особенно старые «Бонды» с Шоном Коннери! 🤦 ) Главное достоинство “Камуфляжа и шпионажа” в том, что с этим пытаются что-то сделать.

Герои Уилла Смита и Тома Холланда — два архетипа:  мачо и ботан. (Ага, Юнг был бы в восторге от таких названий! 😂 Но вы понимаете, о чем я). Они постоянно появляются в шпионских триллерах. Но обычно ботаны сидят в штабе и что-то там изобретают. Они — персонажи второго, если не третьего плана. В сюжетах они нужны в основном для экспозиции: показать, какие у супершпиона есть клевые игрушки, чтобы они не выглядели роялями в кустах в тот момент, когда шпиону понадобится их использовать. Здесь же ботан отправляется в приключение вместе с Бондом, и он так же важен для сюжета. Гениальный вьюноша ещё и активно спорит с супершпионом по поводу его методов!

Герой Уилла Смита весь такой полный мачизма и токсичной мужественности. Он все сделает сам, он не видит другого выхода, кроме насилия, потому что ему так проще. Ему пофиг на последствия насилия для его жертв и их близких. Ему принципиально быть альфа-самцом.

Новая маскулинность

Ему противопоставляется умный мальчик, который использует глиттер и голограмму котиков в качестве оружия. Потому что у него нет цели убить, только остановить. А ещё лучше, договориться! Доброе утро, тенденция к снижению насилия, про которую так любит рассказывать Екатерина Шульман! Приятно это видеть в мультике в такой явной форме.

То есть, устаревающий тип мужественности встречается с новым. Причем, супершпион подан как нереально крутой, но всё намекает, что пример для подражания — его молодой напарник. Это супершпион должен стать миролюбивее и мягче, а не ботан — суровее и жестче.

Поскольку это шпионский триллер, а не мультик про диснеевскую принцессу, его не побрезгуют посмотреть и маленькие мальчики, которым уже насыпали в голову патриархальных идей. И вот их ждёт герой, который использует интеллект, а не грубую силу и отказывается отвечать агрессией на агрессию. Ему важнее сохранить жизнь, чем быть самым крутым и доминировать.

В качестве главной ценности — не превратно истолкованная храбрость и героизм, а дружба и совместная работа непохожих людей с общими целями.

Мужские обнимашки

Интересно, что няшный гик в нескольких сценах обнимает супершпиона. Но никто не мчится приклеить ему девушку, чтобы не дай бог не подумали, что он гей. У героев складывается близкая дружба, полная уважения и прямо-таки нежности. И представляете, сценаристы и режиссеры (сплошные мужики и, кстати, все белые) никак не пытаются подчеркнуть, что они не геи. Насчет квир-бэйта я не уверена. Тут ни у кого нет отношений. Но если вам вдруг захочется написать фанфик по мультику, где у героев Уилла Смита и Тома Холланда бурный роман, в сюжете вам ничто не противоречит 😉

Не все гики одинаково полезны

Одно “но”. Местный герой-гик правда добрый и няшный. Вокруг него почти нет женщин. Его мама появилась на три минуты в начале, чтобы трагически погибнуть, отсыпав сынуле житейской мудрости. (Мертвые матери в мультиках! ААААААА!!! 😡 ) Но я готова поверить, что этот парень будет относиться к женщинам уважительно. Потому что он ко всем так относится.

Тем не менее, о токсичной мужественности гиков среди феминисток ходят легенды. Основанные на реальности! Про токсичных мужчин в IT, и о том, как тяжело в этой сфере бывает женщинам, наверное, все уже слышали. (Знаменитая история девушки из Uber). Геймеры и фанаты комиксов тоже не идут стройными рядами отрекаться от сексизма в своих любимых медиа. (А знаете ли вы про Геймергейт?) Ну и фанаты франшиз типа “Звездных войн” попадают в новости из-за своей мизогинии с регулярностью, достойной лучшего применения. Понятно, что не-все-мужчины, но репутация у них сложилась не на пустом месте.

В общем, интеллект не гарантия того, что человек — не мудак, а мужчина — не сексист. Идеальная иллюстрация этого — “Теория большого взрыва”. Вот два видео об этом (русские субтитры есть):

И

К чему это я всё? Замечательно, что в детском мультике показывают новые типы мужественности. Но в команде главных героев нет места больше никому, кроме голубей. И да, несколько птиц на самом деле голУбки (включая ту, в которую превратился супершпион), но это снова про исключительно мужскую дружбу, пусть уже и не суровую.

Второстепенные женщины

Женщины тут занимают позиции власти. В шпионской организации начальница, а не начальник, и за супершпионом охотится девушка из службы внутренней безопасности. У неё есть помощник и помощница (Её озвучивает Карен Гиллан). Но они все никакие. И я отказываюсь считать птиц женского пола репрезентацией женщин, когда все кругом не звери. Но если бы считала, я бы удивилась, что одна голубка так старательно пристает к птице-шпиону. Он же тоже голубка! Я чего-то не понимаю в голубином поведении? 🤔

Злодей тоже никаковат. Но у него есть мотивы, и он даже кого-то умудрился убить (в мультике)!

Итог

Сюжет предсказуем, но лихо закручен. Есть довольно захватывающие экшн-сцены: погоня за дроном по Венеции, битва с якудзой а-ля “Убить Билла”, только без кровищи, и битва голубей с дронами-убийцами. Причем, они нарисованы разборчиво и отличаются друг от друга по механике.

Анимация не сказать чтобы сильно впечатляющая, но приятная. Но некоторых персонажей словно купили на распродаже после других мультиков или слепили из того, что было. Это студия Bluesky, которая выпустила “Рио”. Их стиль похож на Illumination, которые делают “Гадкого Я” и “Миньонов”.

В общем, ничего особенного, шутки банальные, но можно посмотреть, чтобы расслабиться. И даже детям показать не стыдно! Ну и за противодействие токсичной маскулинности в шпионском жанре большое спасибо! “Спасение мира обнимашками” мне нравится.

==================================================

Больше про кино и сериальчики с интересными ссылками и язвительными комментариями в моем телеграм-канале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × один =