кино, вино и сериалы,  скоро сказка сказывается,  Что это было?

Cinderella/Золушка 2015 Часть 3

Предыдущие части тут и тут

Итак, король помре, да здравствует король! Он же бывший прынц.

Новый король погоревал положенное время и начал искать Золушку. Не прошло и полгода! Хотя, учитывая правила траура похожего исторического периода в реальности, вполне возможно, что прошло.

Долгожданная конфронтация

Золушка слышит об этом и мчится на чердак за своей стеклянной обувью. А там уже сидит мачеха, которая ее раскусила.

(Кстати, как? Фея же колданула, чтобы ее не узнали. Мачеха ещё и доморощенный Шерлок что ли?) И у них случает долгожданная (для меня) конфронтация.

Она начинается с того, что Кейт Бланшетт в элегантной позе и в шикарном наряде посреди пыльного чердака рассказывает трагическую историю своей героини:

Я, мол, так любила первого мужа, так любила, а он помре! (От меня — Я слегка потрясена, что она готова себе признаться в злости на покойного. Это вообще-то довольно продвинутый уровень осознания горя. А, впрочем, от ситуации зависит). Второго я не так любила. Но он тоже помре! И тебя ещё мне в придачу оставил.

Токсичная штука №17

Это все не повод абьюзить девочку, вы сами понимаете. Но главное, она горааааааааздо раньше начала делать токсичные штуки. Задолго до того, как встретила Золушку и ее папу. См. ее отношение к дочерям.

Её монолог подозрительно похож на оправдание от сценаристов. Да, ей тут выдали мотивацию, да, это хорошо. Но в этом слышится:

«Я тебя абьюзю, потому что у меня есть ПРИЧИНЫ! И вообще, это не я, а мужики виноваты!»

То есть, эмоциональный насильник обвиняет жертву в том, что он(а) с ней делает, или снимает вину с себя и переносит а других.

Это, граждане, классика абьюза. Это «как же мне на тебя не орать/не бить, ты же меня злишь!/ты же не сделал(а), как я сказал(а)». Чудовищно распространенная Токсичная штука №17.

Ваши родители, а скорее всего, и вы сами (я вот точно) так делали. Не повод топиться с горя, но имейте ввиду.

Цена любви

Мачеха заканчивает краткое изложение своей злодейской мотивации словами:

Никто ничего не дает бесплатно.

Золушка пылко возражает:

Доброта бесплатная, любовь бесплатная!

Мачеха:

Любовь не бесплатная.

Золушка права в том, что это не стоит денег. Но мачеха права в том, что в их мире рекламы чудо-йогурта и часто скрытого психологического абьюза за любовь реально надо платить. Только не деньгами, а соблюдением условий. См. отец принца, сама мачеха и даже золушкины ненаглядные родители.

Там лейтмотивом идет: «будь хорошей(им)/такой(им), как я сказал(а), и тогдааааа я буду тебя любить. Но только тогда».

Мачеха права в том, что в их мире безусловной любви не бывает.

То, что олицетворяет собой Золушка, — это не любовь. Это подстройка под требования внешней среды, неосознанная стратегия выживания. Все хорошие качества выставим наружу, все «плохие» загоняем в подсознание, а сверху посыпаем христианскими добродетелями.

Это было мое размышление на тему, а не токсичная штука. Мне очень хочется озвучить, что все «тёмные» (с точки зрения морали) желания, чувства, мысли и стороны личности никуда не деваются. Они вытесняются в подсознание и сидят там, как драконы в подвале.

Если с ними не взаимодействовать, не пытаться понять и не интегрировать, рано или поздно они спалят дом.

Хорошая новость и №18

Дальше мачеха предлагает падчерице сделку: Я поддержу тебя, когда ты будешь показывать принцу, что ты — та самая. А за это я буду после вашей свадьбы управлять королевством.

Золушка отвечает отказом и выдает очень показательную фразу:

Я не смогла защитить отца от тебя. Но принца я защищу. Неважно, что со мной случится.

Тут 2 новости, даже три. Хорошая и 2 плохих.

А ну да, это ж третий акт. По всем канонам написания голливудских сценариев ей как раз пора отрастить внутренний стержень (мать моя женщина, вы себе это представили, да?)

Хорошая новость: она перестала сдерживаться. Она наконец, ура, аллилуйя, начала ей возражать.

Теперь плохие.

Номер раз: Не смогла защитить??? То есть, где-то там внутри у нее живет чувство вины за то, что она не защитила взрослого мужика от женщины, которую он сам выбрал в жены?! Токсичная штука стопицотого левела и №18.

Девочка, это он тебя должен защищать! Ты не обязана заботиться о своих родителях! Ладно б ему было 80 лет, или он был тяжело болен. Но он, вырезано цензурой, женился недавно! У него, по ходу, везде всё нормально.

Номер 19

И это, кстати, еще один момент: после смерти мамы, Золушка взяла на себя ее обязанности. И в это входило не только управление хозяйством, но и забота о папочке. Даже, прямо-таки, ответственность за него.

Если кому-нибудь в своих самокопаниях или в книжках попадался этот паттерн, я надеюсь, вы сейчас содрогаетесь. (вот про бытовую сторону, а вот более философское от Петрановской. Там про травму поколений, но начало как раз про парентификацию).

В общем, нездоровых отношений в жизни этой девочки ещё и до мачехи хватало.

Плохая новость номер два: Привет, самопожертвование. Никогда не кончается хорошо. №19

Почему она это делает?

И когда мачеха разбивает туфельку, Золушка наконец срывается:

Почему? Почему вы это делаете? Я старалась быть доброй, (…) но никто не заслуживает, чтобы с ними обращались, как вы со мной! Почему вы это делали?

И мачеха говорит, мол, потому что ты молодая, невинная и хорошая, и я…

Честный ответ на это — «потому что я могу».

Давайте не будем валить всё на женскую зависть, на то, что мачеха — женщина постарше, а Золушка молодая, и у нее вся жизнь впереди. А то будет токсичная мысль №20.

Это, конечно, есть. Но главное: АБЬЮЗЕРЫ СОВЕРШАЮТ НАСИЛИЕ ПОТОМУ, ЧТО МОГУТ

Потому что они знают/верят, что им ничего за это не будет. Что их никто за это не накажет.

Идеальная жертва

Девочка-сиротка, из знакомых — одни слуги, и те живут далеко. Это идеальная жертва домашнего насилия. (Домашнее насилие — это не только изнасилование и побои, как вы понимаете).

Именно поэтому насилие в семье — это не только личная, но и социальная проблема. Она эффективнее всего решается на уровне общества.

Если потенциальные абьюзеры знают, что 1) закон и общество будет не на их стороне, 2) у пострадавших есть поддержка и опора вне семьи, 3) короче, что жертв защитят, а им самим прилетит, они десять раз подумают, совершать ли какой-либо вид насилия или нет.

А всё-таки зачем?

Зачем мачеха это делает? Всё просто.

Использовать другого человека и иметь контроль над ним — это удобно для абьюзера. Потому что бесплатные служанки и мальчики для битья — это удобно.

Конечно, кому-то дурно от этой мысли. Но для многих удобно. См. «родителям надо помогать по хозяйству вне зависимости от ваших желаний» и рабство (Я не только про афро-американцев или отечественное крепостное право. Оно и сейчас продолжает существовать, хотя и вне закона. Посмотрите, если не боитесь, что угодно про human trafficking/торговлю людьми)

А что могут сделать люди у власти?

Но если вернуться к тому, что она делает это потому, что может, вот вам иллюстрация того, как бездействие властей этому способствует:

Мачеха после разговора с Золушкой топает к коварному герцогу. И когда они торгуются, ему плевать на девушку. Он так в лоб и говорит. Поэтому мачеха продолжает держать девушку взаперти на чердаке.

(Интересно, кстати, а в их доме выполнял обязанности служанки в это время? Туфельку примеряли всем девушкам в королевстве и явно не один день).

Потом примеряльщики приезжают в дом Золушки и начинают примерять туфельку сестрам. Капитан (друг принца) слышит пение Золушки на чердаке и хочет, чтобы она тоже примерила туфельку.

Мачеха ей запрещает, но капитан решительно и безапелляционно встает на её защиту! И мачеха умолкает. У нее нет вариантов.

Как она есть

Заканчивается все на удивительно нормальной мысли: Золушка должна показаться принцу как она есть.

Читай: не в суперплатье, а в обычном. Разумеется, никаких вам настоящих отрепьев! Так, слегка полинявшее и не очень чистое платье. Но чистые и ухоженные волосы. Нуачо. Что ей там еще на чердаке делать? На каждом же приличном чердаке есть водопровод и достаточно косметики, чтобы сделать естественный макияж.

Подразумевается ещё, что она должна быть искренней и поэтому уязвимой перед принцем (и отрядом гвардейцев заодно).

Она вспоминает мамин завет быть храброй и доброй. И наконец-то использует первую часть по назначению.

Она неисправима

И тут же зачем-то прощает мачеху!

То есть, само по себе прощение — это неплохо. Но учитывая, что эта дуреха умудрилась сделать с храбростью и добротой, легко догадаться, куда ее заведет прощение.

Если б кто-то мудрый не выгнал их с великим герцогом из королевства, она бы им гарантированно позволила снова себя использовать.

Токсичная мысль №21 (или 20)

А, впрочем, фея в конце портит всё! Она выдает, что

Элла продолжала видеть мир не таким, какой он есть, а таким, каким он мог бы быть.

Токсичная мысль №21!

Вот не рекомендую такой подход. Лучше видеть мир таким, какой он есть (насколько это вообще возможно, учитывая, что все субъективно). Только так можно сделать что-то, чтобы он стал больше похож на то, каким вы хотите его видеть.

А если вы его уже видите только белым, без черного и серого, вам нечего больше отбеливать, и всё остается как есть.

Вот и сказочке конец. Тот, кто слушал, молодец.

Краткое содержание для тех, кто ниасилил

Для меня в этом фильме (внимание: ЭТОМ фильме! Необязательно во всех до единой интерпретациях сказки) две главные вредоносные штуки:


1. Очень странная интерпретация храбрости и доброты

Храбрость у Золушки почему-то = храбро терпеть, а доброта = нельзя возражать и постоять за себя.

То есть, храбро терпеть издевательства над собой и никогда не реагировать защитой на нападение, а не храбро сбежать из дома и стараться не озлобиться на весь мир из-за того, что с тобой случилось.

Это не единственный фильм, которой говорит девушке, что твоя «хорошесть» прямо пропорциональна количеству насилия над собой, которое ты способна снести молча. Но он один из тех, что говорит это очень наглядно. Потому что

2. он нам наглядно показывает, что героиня страданиями заслужила счастье

Она получает все главные ништяки фильма, потому что была «хорошей».

Хотите вы того или нет, дети (взрослые тоже, но особенно дети) учатся жизни из кино (разумеется, не только из него, но тут речь о нем). Оттуда они (мы) усваивают всякие разные убеждения и модели поведения.

И из этой «Золушки» мы запросто можем почерпнуть идею, что если мы пострадаем как следует и всё стерпим, нам будет респект, уважуха и «жили они долго и счастливо».

Вы правда думаете, что будет?

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

тринадцать + два =