День сурка
кино, вино и сериалы,  комедии,  старое сериало-кино,  фэнтази и сверхъестественное

Groundhog day/День сурка 1993

Краткое содержание

Ведущий прогноза погоды Фил (Билл Мюррей) отправляется в деревню, в глушь, в Панксатони (Punxsutawney, штат Пенсильвания) снимать репортаж про День сурка.

Это реальный праздник! Каждый год 2 февраля в Панксатони достают из “норы” сурка, и тот “предсказывает”, ранняя будет весна или нет. В этом году он предсказал, что ранняя, кстати 😉

С ним едет не сильно приятный оператор и продюсерка Рита (Энди МакДауэлл). Фил ведет себя, как законченный мудак, и по каким-то неустановленным причинам попадает во временную петлю. Что бы он ни делал, он всегда просыпается в 6 утра в День сурка под песню I got you babe. Сколько нужно повторов, чтобы превратиться в относительно приятного человека?

Триггер-ворнинг на изображение суицида.

Философия и женщины

Я люблю “День сурка”. Он прекрасен, как рассвет, потому что его можно смотреть и как комедию, и как романтическую комедию, и как философское кино на тему реинкарнации и колеса сансары, и как высказывание о целительности добрых дел, и как историю роста над собой или как американскую версию стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека”. В общем, как хотите, так и смотрите. А потом ищите интерпретации, гугл вам в помощь!

Потому что мне интересно поговорить только про один аспект: женщины в “Дне сурка”.

Фильм вышел в 1993 году. Нормальной репрезентации кого бы то ни было, кроме белых мужчин, от кино того периода ждать не приходится. Но если сравнить “День сурка” с кинопродукцией, близкой по времени выхода, например, с “Долгим поцелуем на ночь” или со “Смертельным оружием”, он оказывается не так уж  плох!

Рита и спасение любовью

Самую важную героиню тут зовут Рита, и её играет Энди МакДауэлл. Больше всего мне в ней нравится, что она удобно одета. На ней брюки, рубашки, иногда жилетка, иногда кофта и всегда удобная обувь. И ей никто слова не говорит о том, что она какая-то неженственная! Ни разу! Женщина приехала зимой в командировку. Она одета подходящим образом. Конец. Ну не круто ли?

Её характер раскрыт, но не так чтобы слишком качественно. Дело в том, что это не дуэт, как в романтических комедиях. Рита — объект для романтической привязанности Фила.

Обычно меня бесит, когда женщин используют в кино для духовного роста мужчин. Но конкретно в “Дне сурка” этот элемент выглядит чуть менее однозначно из-за временной петли. Во-первых, он начинает свои поползновения в её сторону только к середине фильма.

Во-вторых, Рита не спасает его своей любовью, как Анастейша в “50 оттенков серого”. Он сам себя спасает, потому что он сам этого хочет. Из-за неё, но это не условие в духе “я стану хорошим, а ты будешь обязана меня любить”. Он хочет стать к ней ближе, ни на что не рассчитывая взамен. Он не может ни на что рассчитывать, ведь утром она забудет про все его усилия.

В отличие от “Красавицы и чудовища”, тут нет Стокгольмского синдрома. Рита, как и все остальные герои, не в курсе, что Фил попал во временную петлю. Для неё это один день. И когда ей не нравится то, что он делает, она легко и без угрызений совести уходит от него.

Из-за временной петли я спокойнее отношусь и к тому, что Фил и Рита — сотрудники, а он пытается крутить с ней роман. Мне не до конца понятно, у кого в их ситуации больше власти. У ведущего прогноза погоды или у продюсерки? Хм. 🤔

Но пока Фил ведет себя, как мудак, и пытается её криповато развести на секс, его действия не так вредны для неё. Ведь утром всё начнется сначала, и она никак не пострадает. Хотя все равно, конечно, не ок. Но, по крайней мере, в фильме это подается как паршивое поведение.

А когда Фил преображается, он относится к ней бережно. Я вполне могу поверить, что свои личные и рабочие отношения они как-то разрулят.

Грустные радости

Рита — важный персонаж. Но история, в конечном счете, не про неё. С этим меня немного примиряет то, что у неё много agency — способности действовать самостоятельно и делать осознанный выбор. Она регулярно посылает главного героя на хрен на самых разных стадиях их отношений. Один раз она уже у него в номере, и он уговаривает ее остаться. Она говорит нет. Он это игнорирует. В итоге, она дает ему пощечину и уходит. А потом идет целая серия пощечин.

И ему ни разу не приходит в голову её изнасиловать.

Хотя он знает, что ему за это ничего не будет, потому что это временная петля, и всё обнулится в 6 утра.

Я тихо фигею, что я сейчас считаю это за положительное качество героя, но… я читаю новости. Если вы тоже читаете, вы в курсе, что не для всех такая мысль недопустима. “Спасибо, что не убил” звучит, как сарказм. Но тем не менее.

Human connection

Как меняется отношение Фила к Рите, и её ответная реакция — очень показательный процесс.

На мой взгляд, “День сурка” гениален тем, что Фил не просто влюбляется в Риту за красивые глаза. Нет, конечно, когда до него впервые доходит, что она ему нравится, он пытается идти по схеме, которую он уже откатал на других женщинах в Панксатони. Он пытается узнать, что она любит, и подстроиться под неё. Но это не срабатывает.

Тогда Фил узнает её как человека. Но и этого недостаточно. День сурка не дает герою выйти из петли, пока он не научится быть искренним с Ритой и не сформирует настоящую connection, душевную связь. И не будет счастлив от этого. Причем, тут не подменяют близость сексом (как это постоянно делали в “Carnival row”, например).

Интересно, что главный герой перестаёт быть суицидным, когда у него получается сконнектиться с Ритой. С этого момента фильм уже не показывает вам “запоротые дубли”. Он перестает саморазрушение и начинает делать то, что ему интересно, и что-то условно полезное для окружающих.

Поэтому для меня “День сурка” не про реинкарнацию, а про то, как (сложно) строить отношения с людьми.

Ложки дегтя и немного заменителя сахара

При этом я не хочу сказать, что “День сурка” — феминистский фильм. Боже упаси! Тут есть сексизм. Героя от него долго и нудно отучивают с помощью временной петли. А вот оператор Ларри в конце фильма продолжает его старательно практиковать в адрес многострадальной девушки Нэнси.

Рита, может, и одевается, как ей удобно, и секс с ней не является волшебной пилюлей от мудачества, но главный герой — белый мужик среднего возраста с полным набором привилегий и некоторой властью+популярностью. В идеальном мире это бы ничего не значило, но в нашем если вы не такой, вам придется подстраиваться, чтобы с ним идентифицироваться.

По крайне мере, Панксатони пропорционально населен женщинами. Да не просто женщинами, а женщинами разных возрастов, типов внешности и даже размеров(!). Но правда, все они белые. С расовой репрезентацией тут так себе.

А ещё тут Филл вскользь говорит, что один из эпизодических героев в кафе — гей. И Рита не падает в обморок, и сам он говорит об этом нейтрально. И парень это признает без сопротивления. Не ахти, конечно, репрезентация. Но я могу вам с ходу назвать под сотню голливудских фильмов 90-х, где даже такого нет. Зато есть гомофобные шутки. Мелочь, короче, а приятно.

Итог

Интересно, что при последнем просмотре “День сурка” показался мне довольно безопасным даже с фемоптикой. Не совсем безопасным, но гораздо лучше, чем многие комедии того периода и позже. Что приятно, потому что мне нравится пересматривать его на второе февраля! И я бы тоже пошла учиться играть на фортепьяно, если попала во временную петлю! 😊

===========================================================

Больше про кино и сериальчики с интересными ссылками и язвительными комментариями в моем телеграм-канале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре + пять =