Sitting Bull and Caroline Weldon
драмы, трагедии и всякое серьезное кино,  кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  тру стори

Woman walks ahead/Женщина идёт впереди 2017

Заметила странную штуку: трейлеры в кинотеатрах редко вызывают у меня желание посмотреть кино. Потому что сплошные блокбастеры. Я от них устала. А вот трейлеры на ютьюбе — совсем другое дело! Всякое независимое кинишко, британские костюмные драмы, красота! 😍

К Woman walks ahead/“Женщина идёт впереди” я как раз увидела трейлер на ютьбе. Он обещал большего.

Я бы и не стала про него писать, но его сняла Сюзанна Уайт. Так что считайте это моим микро-вкладом в поддержку режиссерок.

Краткое содержание

Конец XIX века. Овдовевшая художница из Нью-Йорка Caroline Weldon/ Кэролайн Уэлдон (Джессика Честейн) едет в Южную Дакоту, чтобы написать портрет вождя Лакота-Сиу Сидящего Быка (канадский актер Michael Greyeyes/Майкл Грейес).

Представители американского правительства и армии (среди них Сэм Роквелл из “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”) ей, мягко говоря, не рады.

К 1890-му бизонов почти истребили, коренное население загнали в резервации и кормили впроголодь. Американское правительство, которому и этого было мало, собиралось отжать у них ещё часть земли для белых фермеров.

Lakota Sioux village

Кэролайн уговаривает вождя позировать для портрета, и они становятся друзьями.

Ей сильно прилетает от местного населения, которое ненавидит “индейцев” и всех, кто с ними связан. Триггер-ворнинг на физическое насилие в адрес женщины! И она решает помочь племени Лакота спасти свою землю.

Трустори

Картина основана на реальной истории. Примерно, как “Движение вверх” основано на реальной истории 🙄

Кэролайн Уэлдон действительно существовала. Но она не овдовела. Она развелась с мужем. Или он с ней развелся, потому что у них был несчастливый брак, и она ушла от него к другому мужчине. Только тот был женат, и через какое-то время вернулся к жене. А Кэролайн родила от него сына. Разумеется, внебрачного.

Она была активисткой и выступала за права коренного населения задолго до того, как приехала в Дакоту. (Дело было на Dakota territory, поэтому не понятно в Южную или в Северную Дакоту. Но скорее всего в Южную).

С Сидящим быком она действительно дружила и помогала ему. Она какое-то время была его секретаршей, переводчицей и защитницей перед белыми. Она с сыном жила в его поселении, пока была в Дакоте.

Sitting Bull in Woman walks ahead

Дядька, которого играет Сэм Рокуэлл, тоже вполне реальный. И она с ним ругалась и игнорировала его приказы. Поэтому он настраивал против неё местное белое население и выставлял злодейкой в национальной прессе. Белые её действительно ненавидели.

Но закончились их отношения с Сидящим быком совсем не так, как в фильме.

Среди индейцев стала популярна Пляска духа (на англ. и на рус.). Кэролайн предупредила вождя, что белые используют эту штуку, чтобы вызвать военных и уничтожить его племя. Он её не послушал, и они, видимо, поссорились. 

У Кэролайн заболел сын, и она уехала из резервации. А дальше случилось именно то, о чем она предупреждала.

И даже хуже. В конце фильма вам сообщают, что изображенные события привели к Бойне на ручье Вундед-ни/Wounded knee (на англ. и на рус.). Это правда. Американские военные там убили 300 (практически безоружных) человек из 350. Большая часть — женщины и дети.

Военным за это ничего не было, и ещё медальки раздали.

Белая спасительница

История, частью которой была Кэролайн Уэлдон, трагическая и из разряда тех, которые американцы предпочитают благополучно забывать. Особенно, когда кричат про коварных иммигрантов, которые воруют у них рабочие места, насилуют женщин, и вообще, они слишком коричневые.

Но при просмотре создается впечатление, что коренное население могло за что-то голосовать. И их голоса имели какое-то влияние на то, отнимут у них землю или нет. И якобы Кэролайн Уэлдон вдохновила Сидящего Быка бороться за свою землю.

Woman walks ahead screenshot

Во-первых, это троп “бел_ая спаситель_ница”. (Привет, “Зеленая книга”!)

Во-вторых, в реальности у них не было никакой власти и возможности решать, что будет с их землёй. Американские власти отняли бы их землю, вне зависимости от того, голосовали они за или против. И с удовольствием истребили бы вообще все коренное население при малейшей провокации.

Вранье про голосование и реплики про кровожадных дикарей делают поведение американцев более приемлемым. А их преступления против коренного населения — менее чудовищными.

В фильме есть реплики от белых про скальпы и жестокость “индейцев”. Кажется, что от этого картина реалистичнее и неоднозначнее. Но, блин!

Люди боролись с захватчиками и проиграли. Безусловно, они делали жуткие вещи. Но оправдывать американцев — как оправдывать преступления фашистов против жителей оккупированных территорий во Второй Мировой.

Мол, они же сопротивлялись и не давали себя спокойно завоевывать! Не были покладистыми зайками и не хотели умирать. Они нас тоже обижали! Значит, мы можем их наказывать, как хотим!

Короче, меня не порадовала подача исторических событий в “Женщине, идущей впереди”. И это я не разу не эксперт и кино «про индейцев» стараюсь за версту обходить.

Это как фильмы и книги про женщин и их внутренний мир и опыт, написанные и снятые мужчинами. (Да, я в курсе, что это большая часть). Молодцы, если попытались сделать это уважительно. Но я видела и читала такого достаточно. Можно мне что-нибудь от тех, кто имеет личный опыт?

Sitting Bull in Woman walks ahead

Зачем это тогда смотреть?

Ну, если бы я не посмотрела этот фильм, я бы не полезла читать про исторические события, про Лакота, про Сидящего быка и про кучу других интересных людей и событий 🤷Так что он вполне может стать отправной точкой ваших дальнейших исследований 😉

Плюс, это художница вам в копилку на случай, если кто-то начнет разевать варежку и говорить, что до Фриды Кало художниц не было.

Мне понравились актерские работы. Джессика Честейн с Сэмом Роквеллом хорошие актеры, и тут они отыгрывают всё, что по сценарию положено. Она — женщину в поисках свободы, а он — харизматичного мудака на службе государства.

Но больше всех мне понравился Майкл Грейес. Он не Лакота, конечно. Он западный (равнинный) кри/Plains Cree из Саскачевана, Канада. (Спокойно, фанаты Marvel! Дышим ровно! Это совпадение. Наверное)))

Он не превращает Сидящего быка в сферического героического индейского вождя в вакууме. Его персонаж получился живым. У него вышло и тихое достоинство а-ля Колин Фёрт, и чувство юмора, и спокойный бытовой мистицизм. И патриархальные замашки никто не стал убирать.

Его героя всё равно идеализируют, потому что он стал символом сопротивления коренного населения, и его образ до фига раз использовали в кино и в литературе. Но он гораздо человечнее, чем все похожие персонажи, которых я видела в кино.

Визуал и язык Сиу

В фильме очень красивые пейзажи. Я не знаю, насколько точны костюмы Лакота, но их точно хочется рассматривать.

Там есть некоторые косяки со сценарием и драматическим напряжением, поэтому фильм иногда спотыкается в плане ритма. Но по большей части, он спокойный и плавный, как степь. То бишь, прерии 😉

Dakota in Woman walks ahead
Это могла быть Саратовская область!

Сцены, где главные герои выезжают на природу, я готова смотреть вечно.

Тут есть феминистический посыл. Местная Кэролайн Уэлдон, может, и не так много общего имеет с реальной, но это необычный женский персонаж.

Джессике Честейн на вид столько не дашь, но ей на момент съемок было 40. А её героине — 44. Героиня такого возраста, которая не мать, не жена, а активистка — это редкость.

Она борется за то, во что верит, и не отступает перед трудностями. В начале она наивная и восторженная, но к финальным сценам она здорово эволюционирует.

Эффект слегка портят толстые намеки на любовь между ней и вождем. Но всё-таки она начинает помогать Лакота, потому что видит несправедливость и относится к ним, как к людям. А не потому, что готова на всё ради потенциального любовника.

Ещё мне понравилось, что в фильме говорят на языке Сиу, и реплики переводят только в сценах, где есть переводчик. История подается с точки зрения героини. Она не понимает, что говорят. Логично, что и мы не понимаем.

Woman walks ahead
А это Волгоградская область или Калмыкия!

Итог

Честно говоря, я бы посмотрела версию этой же самой истории с точки зрения племени Лакота. Или какого-нибудь другого соседнего племени. Или любую историю только про них. Раз уж конфликт с белыми всё равно не доводят до логической развязки — резни у ручья Вундед-ни.

Но пока такой опции нет, “Женщина идёт впереди” — не худший вариант, если вам вдруг захочется посмотреть кино про американскую историю.

Название — это, кстати, индейское имя главной героини. Крутое имя, да? 😄

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *