Остров голубых дельфинов
кино, вино и сериалы,  приключения,  старое сериало-кино,  тру стори,  Что это было?

Island of the blue dolphins\Остров голубых дельфинов 1964. Часть 1

Женская версия Робинзона Крузо

Начнем с того, что я хотела женскую версию Робинзона Крузо, и я ее получила. У Дефо (очень условно) детская классика, где герой выдуман, но есть реальный прототип. И тут (самая настоящая) детская классика на стыке с янг-адалтом, где героиня выдумана, но есть реальный прототип. В Штатах “Остров голубых дельфинов” Скотта О’Делла часто включают в программу для начальных классов.

Почему она у нас мало известна? Книжка вышла в 1960 году. Холодная война не очень способствует распространению “вражеской” детско-юношеской литературы. А автор добавил в роман русских злодеев для пикантности.

Причём, фильм и по тону похож на «Робинзона Крузо», а не на «Изгоя» с Томом Хэнксом. У второго крышу-то сносит слегка, а тут все мило, ненапряжно, и вообще посмотрите, как хорошо быть самостоятельной и когда тебе никто не указывает! Эдакое торжество индивидуализма в лодке, не считая собаки.

Триггер-ворнинг на сексизм, смерть животного, ребёнка и геноцид

Краткое содержание

На острове у южного побережья Калифорнии жило-было племя, которое колонизаторы называли Николеньо. Это образовано от испанского названия их острова — Сан-Николас. Как они сами себя называли, история умалчивает (см. геноцид в триггер-ворнингах). У племени был вождь, у вождя дочка лет 12 по имени Карана и мелкий сын.

Однажды году так в 1835 на остров приплыли русские охотники и алеуты. Они договорились в вождем, что они будут убивать морских выдр, а за шкуры дадут местным бусики и еще немного металлических предметов. Но даже этого им оказалось жалко. Когда вождь и молодые мужчины пошли выяснять отношения, их убили.

Один из оставшихся в живых поплыл в Калифорнию, которая тогда была частью Мексики, просить католических миссионеров о помощи. Те прислали корабль. Все племя собралось уезжать. Карана уже села в шлюпку, чтобы доплыть до корабля. Но поняла, что её брат остался на острове, и выпрыгнула. Корабль уплыл, а они вдвоем остались.

Брата вскоре убили дикие собаки, и она осталась совсем одна.

(Гордость и) Предубеждение

Я садилась смотреть это кино с большим предубеждением и с ожиданием всяческого отстоя. Потому что это голливудский фильм про “индейцев” 1964 года. Классические вестерны (даже не спагетти-вестерны с Клинтом Иствудом, а прямо труЪ с Джоном Уэйном и Генри Фондой) переживали расцвет буквально 10-20 лет назад. А там в доброй половине фильмов лихие ковбои сражались против как вы думаете, кого? У коренных народов в этих картинах было два типа ролей: кровожадные дикари и благородные\страдающие дикари. У меня не было никаких причин ожидать, что в 1964 году что-то изменится к лучшему.

И… оно особо не изменилось! 🙄 Алеутам (коренным жителям Алеутских островов и Аляски) не приходится играть роль кровожадных дикарей, потому что в фильме им уделено очень мало внимания, и коварные русские для 60-х актуальнее. А вот племя Караны прямо 100% “страдающие благородные дикари”.

Как это выглядит на примере вождя: он торгуется с русским капитаном — за каждую шкуру требует не только бусики, но и наконечники для копий и ножи. Потом он приходит к своему племени и говорит: “Вы думаете, я совершаю ошибку, предыдущие(!) белые люди  нас “кинули”. Но это другие люди. Давайте попытаемся уважать права друг друга”. И буквально через пару сцен его убивают.

И в целом история жителей острова такая: жили тихо-мирно, никого не обижали, приехали злодеи, они не смогли защититься, им пришлось покинуть свой дом, а в конце они (Спойлер, но не к фильму, а к историческим фактам) все умерли.

Вымирающие индейцы и отбеливание

Вымирающие индейцы — это тоже троп. (Тропы в англоязычном смысле. Стереотипы и устойчивые формулы, по которым развиваются истории). Он подает их исчезновение как нечто трагическое, но неизбежное. Мол, это судьба и беспощадная история, а не колонизаторы и их вполне осознанные действия. Такая подача сейчас влияет на риторику вокруг притеснения коренных народов, которые умудрились-таки выжить. Их же ведь продолжают выживать с их земель (или пытаются строить там нефтепроводы) в США и даже в благостной Канаде. (Про Латинскую Америку не знаю, к сожалению).

Какая нахрен в наши дни “судьба” и “беспощадная история”? Это конкретные люди и компании, которые ведут себя, как моральные уроды. Но в этом сила тропов и стереотипов. Реальность можно в них запихнуть, как в коробочку, и не задумываться, как оно на самом деле.

К счастью, когда Карана остается на острове одна, стереотипам не об кого особо отсвечивать. И она кажется просто девочкой-подростком, у которой приключения. Воспринимать её как «просто девочку» несложно, потому что её играет белая актриса.

Ага, whitewashing\отбеливание начался в Голливуде не с “Призрака в доспехах”. Народа, который жил на острове, не осталось. Но коренных американцев в нужном регионе можно было найти.

Но о божечки, что я так придираюсь! Белые или индейцы — все же мы люди, да? У нас же у всех одинаковый опыт, одинаковые ценности, одинаковые идеи о жизни, разве нет? Если вы ответили “да”, на один или оба этих вопроса, поздравляю, у вас колониальное мышление 🙃

Колониальное мышление

У меня оно тоже есть, разумеется. Я не так много знаю о критике колониализма, как хотела бы. С молоком матери я ничего антиколониального не впитала. Я воспитана в колониальной культуре (а в России именно она, сюрприз!), и я представительница титульной нации.

Раньше я его, как водится, не замечала, и сейчас частенько не замечаю. Но мне попадались книги, написанные теми, кто относился к колонизированным народам. В подкасте BBC Woman’s hour эта тема всплывала. Фильмы с чууууточку другой оптикой я тоже видела, и потихоньку я начала его замечать. Так что да, репрезентация и информирование с помощью всяких разных медиа работает.

Я, понятное дело, не специалистка. Поэтому я нашла сайт эксперток, которые с 2003 года занимаются анализом изображения коренных американцев/ок в детской литературе и янг-адалте. И вот ссыль на их разбор книги “Остров голубых дельфинов” (на английском). Я опираюсь на эту статью, но анализирую уже то, что перенеслось в фильм.

Главная героиня

Если бы рекламную кампанию к этому фильму\книге делали сейчас, везде было бы написано “Основано на реальной истории”. Но оно основано не больше, чем отечественное кино из обзоров Бэд комидиэна — на российской истории.

Да, женщина действительно жила одна на острове Сан-Николас. Но имя “Карана” придумал писатель, как и все слова из «языка её племени», которые она произносит в фильме. Её настоящего имени никто не знает, потому что к тому времени, как ее привезли в Калифорнию, она была последней представительницей своего народа и последней носительницей их языка. Ее речь буквально никто не понимал. Перед смертью её крестили именем Хуана-Мария, но, на мой взгляд, это не считается.

Каране в книге 12, в фильме на вид побольше. (И у неё нет мамы. И про неё в фильме нет ни слова. Почему она как диснеевская принцесса? А фиг знает. Это выдумка автора книги. Наверное, он счел мать лишней 🙄. Это всё равно не имеет под собой никаких данных).

Тем временем, реальной женщине было больше двадцати. И она вернулась на остров не за братом, а за своим ребенком (чей пол не известен, кстати). История с прыжком в воду из шлюпки — тоже миф. Она возникла значительно позже.

Кстати, по фильму корабль приплывает всех спасать довольно быстро. В реальности прошел 21 год. Алеуты напали в 1814, а корабль приплыл в 1835 году. Добавьте 18 лет на острове, и в Калифорнию привезли женщину хорошо за 40, если не 50. В фильме ход времени заметен только по жизни и смерти собак Караны. Сама она не меняется, и одежда её почти не изнашивается. (Кстати, одежда не соответствует историческим описаниям 🤨 ).

Фильм заканчивается тем, что Карана садится в лодку испанских миссионеров, и они плывут к кораблю. В реальности её нашли охотники, которые целенаправленно её искали и заодно убивали зверей на шкуры. Приятное с полезным совмещали, видимо.

Но “Остров голубых дельфинов” перестает казаться увлекательной приключенческой историей для детей и подростков, когда узнаешь, что с этой женщиной стало дальше.

Когда её народ привезли в Калифорнию, они заразились от местных болезнями, к которым у них не было иммунитета. Если кто-то не умер, они ассимилировались так, что через 20 лет о них даже сведений толком не осталось. Это, кстати, грустный факт: часть коренного населения Америк колонизаторы убили собственными руками, но огромное количество умерло от завезенных ими болезней, вроде оспы.

И когда женщину привезли в Санта-Барбару (Ту самую, да), она тоже что-то подцепила (по некоторым данным, дизентерию), и умерла через семь недель. То есть, представляете, она почти 20 лет выживала одна на острове, но ее “спасли”, она прожила с людьми семь недель, и всё. И с ней умерла её нация.

Зашибись история для детишечек.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

шестнадцать − 11 =