Кларисса Старлинг
детективы,  кино, вино и сериалы,  старое сериало-кино

Silence of the lambs/Молчание Ягнят 1991

Раз пошла такая пьянка (я которую неделю смотрю и пишу про сыщиц и детективок), я решила вспомнить про героиню, которая раскрывает преступления в одном из самых известных (и до сих пор пугающих меня до усрачки) триллеров ever. Я про Клариссу Старлинг.

Краткое содержание

Если вы соберетесь посмотреть этот фильм или “Ганнибала”, учтите миллион триггер-ворнингов!!!

Клариссу Старлинг, которая учится в академии ФБР, вызывает один из её преподавателей и по совместительству глава отдела Behavioral science (поведенческой психологии). Он предлагает ей поучаствовать в поисках серийного убийцы Баффало Билла, который !!!Триггер-ворнинг!!! похищает девушек, убивает их и срезает часть кожи перед тем, как избавиться от тел. Её задача — разговорить Ганнибала Лектера, серийного убийцу-каннибала. Он — психиатр, и Баффало Билл был его пациентом. Как заставить одного маньяка помогать в поисках другого? И чего это будет стоить лично Клариссе Старлинг?

Чем крут фильм?

“Молчание ягнят” вышло в 1991 году, и до сих пор это один из лучших психологических триллеров. В нем идеально проработанный сюжет без хвостов и бросающихся в глаза косяков. Отношения Клариссы Старлинг и Ганнибала Лектера — побочная линия, но её помнят едва ли не лучше главной. Настолько здорово она раскрыта! Это идеальный пример того, что “побочная” неравно “неважная”. Ганнибала Лектера нельзя выкинуть из сюжета, он не функция, он полноценный и многогранный персонаж.

Это один из лучших злодеев в истории кино, хотя он на экране чуть больше 15 минут. И это заслуга Энтони Хопкинса И Джоди Фостер, потому что он раскрывается об её героиню. У них у обоих есть Оскары за эти роли, плюс у режиссера и сценариста. Оскар за лучший фильм тоже есть. В данном случае это правда свидетельство, что картина выдающаяся. “Молчание ягнят” вплотную приближается к хоррору, а это не тот жанр, которому часто дают золотых мужиков.

Там офигенно выстроено напряжение. Операторскую работу и монтаж можно изучать часами, настолько они продуманные. Вот, например, про это:

Саундтрек от Говарда Шора тоже работает на создание атмосферы, и на него стоит обратить внимание. И, конечно, режиссерская работа впечатляет.

Чем крута лично Кларисса Старлинг?

И почему “Молчание ягнят” неплохо выглядит с точки зрения фемоптики?

В конце 80-х выходило много триллеров с детективным сюжетом. Но разумеется, в них было гораздо больше сыщиков и следователей, чем сыщиц и следовательниц. (Но на волне успеха этого фильма картина немного поменялась). Здесь же женщина в центре сюжета. Как рассказывали в дополнительных материалах сценаристы, продюсеры и даже Энтони Хопкинс, “героический квест спасти принцессу в башне выполняет женщина”. Она не жертва, за которой гонятся. Она не девушка из хоррора, которая спасается от маньяка. Она и есть спасительница. И да, для 1991 года это революционно.

Но Кларисса Старлинг не просто сильная женщина(тм) в том смысле, что она не ходячая боевая машина в юбке. Она — уязвимый персонаж. Да, она умная, сообразительная и целеустремленная. Но при этом она молодая, неопытная и совершенно не грозная на вид. Она даже не закончила обучение, и у неё нет никакой власти.

Она с самого начала фильма показана, как женщина, которая привыкла быть единственной в толпе мужчин. (Хотя у неё есть подруга. Правда, с тестом Бехдель всё сложно. Говорят-то они про Лектера).

Кларисса и сексизм

В “Молчании ягнят” есть сцена харрасмента. Клариссу “клеит” психиатр, который заведует отделением, где сидит Лектер. То есть, ей придется с ним работать, и она не может просто послать его лесом. Поэтому мы видим, как она его дипломатично отшивает. И понятно, что она эксперт в этом деле по необходимости.

В фильме нигде не называют сексизм сексизмом. Но его много, и он заметен без слов. А поскольку история показана с её точки зрения, фильм заставляет вас идентифицироваться с ней и чувствовать угрозу от мужчин, как чувствует её она.

Как это сделано? С помощью крупных планов. Мало того, что мы видим реакцию Клариссы раньше, чем мы видим то, на что она реагирует. Когда другие герои обращаются к ней, они смотрят прямо в камеру. И вы видите их реакцию на Клариссу так, словно она — это вы. То есть, фильм буквально ставит вас на её место. Если вы хотите заставить кого-то почувствовать на себе male gaze, мужской взгляд, покажите им “Молчание ягнят”.

Кларисса и Ганнибал

Ну и Лектер прекрасно чувствует её ранимость и старательно в неё тыкает. Но фишка в том, что Клариссу это не ломает. Ей больно, но она переживает эти эмоции, признает их. Она не срывается на Лектере в ответ, и отчасти поэтому, мне кажется, он начинает её уважать.

Интересно, что она поступает так, как счиитает нужным, оставаясь в рамках подходящего ей по статусу и званию поведения. Её наставник говорит ей не рассказывать ничего личного о себе и особенно никогда не прикасаться к Ганнибалу. Она делает и то, и другое. Она боится Лектера, но все равно относится к нему по-человечески. И это помогает ей установить контакт.

Когда в центре уязвимый персонаж, и ей приходится  действовать и брать ответственность на себя, это меняет отношение зрителя. Для Клариссы выше ставки, она не Терминатор. Вы ей больше сопереживаете, чем каким-нибудь супергероям.

Но даже если бы на месте Старлинг был мужчина, например, преподаватель, который отправил её общаться с Лектером, фильм не был бы вполовину такой страшный и напряженный. То есть, женщина в главной роли делает фильм лучше! Она — важная составляющая успеха. Выкусите, токсичные мальчики, которые любят вырезать женщин из фильмов!

Трансфобия

Косяки у фильма есть, но они не касаются агентки Старлинг.

В том, как Энтони Хопкинс играет Ганнибала Лектера, много квир-кодинга. Но фильм вас заставляет относиться к нему больше, как к антигерою, чем как к злодею. Ну и намеки на его чувства к Клариссе никто не отменял (в фильме “Ганнибал” они расцвели пышным цветом, но там уже не Джоди Форстер и Клариссы подозрительно мало, поэтому я не хочу о нем писать).

При этом главный злодей этой истории Баффало Билл ни малейшего сочувствия у вас не вызывает. Учитывая, какие он совершает преступления, это ок. Но не совсем. В 1991 году, когда транс-людей в кино было днем с огнем не сыскать, этот персонаж оказался самой известной их репрезентацией.

По фильму Баффало Биллу отказали в операции по смене пола. То есть, это т*женщина. И из-за этого она якобы делает костюм женщины из кожи своих жертв.

В фильме Кларисс проговаривает, что нет связи между трансгендерностью и насилием. А потом Лектор говорит, что Баффало Билл — «не настоящий транссексуал». (Терминология 1991 года 🤷)

С одной стороны, круто, что в фильме говорят, что дело не в трансгендерности. С другой, эээ… А с какой стати Лектер имеет право решать кто настоящий/ая, а кто нет? Да, он по сюжету гений, бла-бла-бла. Но я бы предпочла такие вещи услышать от самого человека.

Опровержения опровержениями (а это любят опровергать, даже режиссер это делал после премьеры), но такое изображение т*женщины в культовой картине могло поспособствовать трансфобии у многих людей. Как будто миру нужна ещё одна причина кого-то ненавидеть…

Почитать об этом на английском можно тут и тут.

Итог

Кларисса Старлинг как она показана в “Молчании ягнят” — знаковая героиня среди детективок и агенток. Она проложила дорогу многим женщинам как в кино, так и в реальности. Кроме шуток! После этого фильма количество женщин в ФБР увеличилось. Это офигенная актерская работа Джоди Фостер, и просто супер качественный фильм. Но, к сожалению, трансфобию в нем трудновато отрицать 😢

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

16 − семь =