
Jojo rabbit/Кролик Джоджо 2019
Краткое содержание
Мальчик по имени Роман Гриффин Дэвис по няшности может переплюнуть Томаса Сэнгстера в “Реальной любви”. Он играет ДжоДжо, это сокращение от Йозефа. В конце Второй Мировой он живет в таком симпатичном немецком городке и в таком цветастом доме, что их не стыдно вставить в фильм Уэса Андерсона.
Ваш мимиметр мог бы зашкалить от такого наплыва милоты. Но в свои 10 лет ДжоДжо уже преданный фанат Гитлера. Он настолько его любит, что фюрер превратился в воображаемого друга (его играет Тайка Вайтити), который и подбодрит в нужный момент, и аморальным компасом послужит.
Мама (Скарлетт Йоханссон) очень любит ДжоДжо, но совершенно не поддерживает его идеи. Хотя и не может сказать этого вслух. Гестапо в конце войны никто не отменял, и повешенные на главной площади выглядят не менее пугающе, чем в “Рассказе служанки”. А она прячет дома девочку-еврейку, которую ДжоДжо однажды находит. Кого он предаст — маму или фюрера+родину?
А это точно смешно?
Точно-точно! Это сатира с элементами черной комедии от Тайки Вайтити. Если вы видели его другие фильмы, что вам ещё надо? Хотя саспенс тут не хуже, чем в ином триллере. Я правда очень переживала, что ДжоДжо ляпнет кому-нибудь что-то не то.
Вайтити балансирует свой фирменный очаровательно придурошный юмор с довольно жуткими вещами. Но шуток очень и очень много, они абсурдные и прекрасные. Это не тонкая ирония, всё вполне в лоб. Но у меня все равно осталось ощущение, что режиссер относится к своим героям деликатно, с любовью и в некоторых случаях с уважением.
С такими актерскими работами чего бы и не уважать! Я не фанат Скарлетт Йоханссон, но тут она правда очень солнечная и живая. Сэм Рокуэлл в небольшой роли идеально вписывается в тон истории. Младшие актеры — это чистый восторг. И ДжоДжо, и его забавный друг, и еврейская девочка Эльса.
Плюс в фильме офигенный саундтрек с немецкими перепевками The Beatles и прочими анахронизмами. Это с начальных титров создает настроение и помогает лучше воспринимать сочетание сюрреалистичного юмора со страшными вещами, вроде беснующихся в восторге нацистов.
А зачем вообще над этим смеяться?
Ну, режиссер Мел Брукс (он еврей, как и Вайтити) так описывал, зачем он снял свою антифашистскую сатиру “Продюсеры”:
Of course it is impossible to take revenge on 6 million murdered Jews. But by using the medium of comedy we can try to rob Hitler of his posthumous power and myths. <…> We take away from him the holy seriousness that always surrounded him and protected him a like cordon.
Мой вольный перевод:
Конечно, невозможно отмстить за 6 миллионов убитых евреев. Но используя комедию, как оружие, мы можем лишить Гитлера посмертной силы и мифов. Мы отнимаем у него его священную серьезность, которая всегда окружала его, как кордон.
Но шутить на эту тему нужно очень осторожно. Вот отличное видеоэссе про Мела Брукса, “Продюсеров” и этичность шуток про нaциcтов.
Брукса Тайка точно смотрел (шутка в стиле “Здравствуй, Илья Муромец! — Здравствуй, ёжик” — это реверанс ему). Но он говорит, что у него “сатира против ненависти” (“antihate satire”), а не просто антифашистская. Это он сам придумал выражение, и оно лучше объясняет, что он задумал.
“Кролик ДжоДжо” безусловно про нацистов и евреев. Но у него есть уровни глубже. Он про искусственно взрощенную ненависть и промывание мозгов идеологией. Гитлер и нацизм у Вайтити просто идеальный пример. Но эту историю, при желании, можно перенести в СССР или в современные Штаты. Основная мысль фильма не пострадает.
Воображаемый друг Гитлер

Ещё один уровень — это воображаемый друг Адольф. Это же интернализированный образ значимой для мальчика фигуры. Да, он тут нещадно высмеивается, но сама мысль-то точна. У нас тоже есть образы известных и знаменитых фигур, которые имеют мало общего с действительностью. Это могут быть политики, любимые актеры, кто угодно.
Мы с ними, возможно, не разговариваем, как ДжоДжо, но эти внутренние образы все равно влияют на наше восприятие реальных личностей. О них частенько разбиваются рациональные аргументы в спорах, и именно они вызывают у людей бездумную лояльность.
Это как миф о дедушке Сталине, который “навел порядок и поднял страну с колен бла-бла-бла”. Вы можете людям бесконечно включать видео, где Екатерина Шульман говорит про Сталина и развенчивает миф об эффективности тоталитарных режимов для экономического роста. Если у них в голове Сталин слился с образом строгой отцовской фигуры, которая наводит порядок, и они не готовы это анализировать, всё будет без толку.
Но если этого сурового, но справедливого правителя грамотно выставить на посмешище… кое-что может поменяться. Сила сатиры в том, что она бросает вызов укоренившимся идеям и установкам. Она рвет шаблоны, срывает покров таинственности и убивает слепое благоговение. (Поэтому она так бесит людей, которым нужны подобные штуки для поддержания власти).
На этом месте стоит вспомнить про Иануччи. “Кролик ДжоДжо” запрещен к показу в России, как и “Смерть Сталина”. Что, наверное, не так уж плохо. Я бы её не посмотрела, если б не запрет

Кролики и итог
Первые два акта «Кролика ДжоДжо» такие солнечные и веселые, что совершенно невозможно воспринимать нацизм серьезно. Воображаемый друг Гитлер в некоторых сценах ведет себя как настоящий друг. Они с ДжоДжо болтают, веселятся, дурачатся. Но преступления более старших нацистов проглядывают то тут, то там.
Ведь фактически ДжоДжо промыли мозги. Воспользовались его юностью, наивностью и неспособностью к критическому мышлению и вдолбили ему страшную идеологию. Его приучили относиться к евреям ужасно. Он не думал о них плохо сам по себе от рождения.
Поскольку это кино, у него есть шанс очухаться и увидеть вещи, как они есть на самом деле. Но именно поэтому меня пугают милитаристские настроения и культ войны в отечественном кино. Сколько таких кроликов ДжоДжо никогда не очухаются?
Я этот фильм нахваливаю, потому что он мне очень понравился. Но я понимаю, что он не совсем универсальный. Он должен попасть в настроение, потому что я не всегда готова смеяться над подобными темами. Нацизм — это страшно, и я не хочу всё время прятаться от этого за смехом. Но, как я тут пыталась объяснить, смеяться над этим тоже стоит иногда.
А ещё я буду пересматривать этот фильм, потому что не так много в мире фильмов про Вторую Мировую, которые мне действительно хочется пересматривать

