Tom Hanks as Mr Rogers
драмы, трагедии и всякое серьезное кино,  кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  тру стори

A beautiful day in the neighborhood/Прекрасный день по соседству 2019

Триггер-ворнинг для людей, которых отец бросил в детстве. Сходства в плане обстоятельств, как выяснилось, не важны. Меня и без сходства знатно триггернуло.

Мистер Роджерс

Фред Роджерс — совершенно легендарный человек для поколений американцев, канадцев и всех, кому повезло и у кого был канал PBS. Почти 40 лет он вел детскую передачу Mister Rogers’ neighborhood/“Соседство мистера Роджерства”. (Имеется ввиду район, конечно).

Полных эпизодов этого шоу на ютьюбе нет. Но есть много видео с ним и про него на английском. Вот хорошее длинное интервью . Вот небольшое видео про его противостояние расизму в своем neighborhood. Интервью с Чарли Росом и с Рози О’Доннелл.

Интервью с Джоан Риверс — это довольно уникальный момент, когда взрослый мужчина поёт(!) взрослой женщине, что она ему нравится, и он реально испытывает эти эмоции. И это не крипово, не сально и не пошло. В этом нет сексуального контекста, потому что она для него человек, а не “украшение коллектива”. Если вам интересно, как такое может выглядеть, вам сюда 😉

О нем и о его шоу с теплотой вспоминают люди с самыми разными взглядами и убеждениями. Например, Анита Саркисян и её коллеги в подкасте Feminist frequency (где-то с 15-й минуты). Или вот эти веселые кинокритики, которые обычно ржут над всем.

Они обсуждают документальную картину 2018 года “Won’t you be my neighbor” про Фреда Роджерса и его шоу.

Краткое содержание

А вот “Прекрасный день по соседству” на самом деле не про него. Ну, то есть, про него, но при этом не про него 😅 Скорее про то, как он общался с людьми и как он влиял на их жизнь. Это тот самый способ создания характера персонажа, который я мечтаю чаще видеть в российском кино: через действия, а не через слова.

Для просмотра фильма лучше знать, кто такой мистер Роджерс. Но можно и не знать. Смысл от этого не страдает.

В (такие далекие!) 90-е журналиста из Esquire отправляют написать четыреста слов про всеми обожаемого ведущего детской программы. Им не нужна большая статья. Просто подпись к фотографии в материале про американских героев. Но этот парень не может просто написать хвалебную статейку и не вдаваться в то, что за человек перед ним.

Особенно, когда он понимает, что Фред Роджерс куда сложнее, чем кажется. Во время короткого интервью он узнает про журналиста больше, чем журналист про него. Что теперь мистер Роджерс будет делать с этой информацией?

A beautiful day in the neighborhood 3

Структура

Фраза в названии — из песни, которая открывает каждый выпуск. И весь фильм оформлен, как очень длинный выпуск Mister Rogers’ neighborhood. Он начинается и заканчивается, как шоу. Миниатюрные городки, персонажи-куклы и декорации взяты прямиком из шоу. Переходы между сценами оформлены, как в шоу. В общем, художница-постановщица и вся её команда — большие молодцы.

“Прекрасный день по соседству” кажется очень простым и немудреным. Но эта простота обманчива, потому что он хитро играет с ожиданиями зрителей.

Если бы это был байопик про Фреда Роджерса, американцы, канадцы и кто там ещё его смотрел все детство первым делом обращали внимание на портретное сходство и оценивали фильм по критерию “похож/не похож”.

Даже ссылок на интервью, которые я накидала, достаточно, чтобы понять, что Том Хэнкс не пытается его имитировать во всем. Он похож не столько на настоящего Фреда Роджерса, сколько на Тома Хэнкса, играющего мистера Роджерса. Он даже не до конца копирует очень характерную манеру речи ведущего. Хотя у Тома Хэнкса репутация одного из самых приятных в общении актеров, так что кастинг все равно отличный.

Но кино-то не совсем про Фреда Роджерса! Это история журналиста, который о нем пишет. Тяжелая, местами трагичная, но при этом абсолютно жизненная и узнаваемая. Да, фильм подает её как эпизод детского шоу. Но мистер Роджерс и в реальности не избегал тяжелых тем. Он говорил в эфире и про смерть, и про болезнь, и про всякое дерьмо, которое случается. (Потому что он считал, что детям нужно знать, как с таким справляться).

Смещая акцент на журналиста, сценаристы разряжают обстановку. Уже не так важно, похож Том Хэнкс или не похож. Это же не про него. И вот тут случается самое интересное! “Прекрасный день по соседству” оказывается идеальным изображением Фреда Роджерса, его философии и взгляда на мир. Не через слова, а через его отношения с циничным и грустным журналистом. Я ж говорю, фильм сделан с большим умом!

Чем так хорош этот Мистер Роджерс?

Слышали про отзеркаливание? Не когда персонажам меняют пол, и ты понимаешь, насколько абсурдны их реплики и поведение окружающих. И на копирование поз человека в надежде, что вы ему этим сильнее понравитесь. А отзеркаливание в воспитании детей.

Это когда ребёнок прибегает расстроенный, и вы говорите ей_ему_им: «Ты расстроен(а)». Это помогает им понимать, что они чувствуют. (И никто из поколения моих родителей этого,  конечно же не умел делать).  Вот и вот про это на русском.

Так вот, Фред Роджерс делал это с 60-х! Он видел смысл своей работы в том, чтобы научить детей взаимодействовать со своими эмоциями конструктивно. (“We are trying to give children positive ways to deal with their feelings”).

В своей передаче и в личном общении он практиковал столько штук, которые сейчас переползли в психологические практики! Принятие человека как есть, быть здесь и сейчас, слушать собеседника_цу с полным вниманием. Он говорил 50-60 лет назад, что чувства — это нормально. В том числе, злость. Про то, что ваша ценность не в том, что вы делаете, а в том, что вы есть. Это ценно и этого достаточно.

Мне хочется плакать от его интервью. И от того, как его передачу показали в фильме. Словно я — тот ребёнок, который бегал в ужасе и не понимал, что не так. А тут кто-то взрослый и добрый пришёл и объяснил… Короче, в жопу ваш Хогвартс! Я бы лучше стала приемной дочкой Фреда Роджерса! 🤣

Мистер Роджер в фильме

Мистер Роджерс в исполнении Тома Хэнкса вышел мягким, спокойным и чудаковатым. Он разговаривает с людьми, слушает их и правда концентрируется на собеседнике_це. Герой настолько не привык к такому формату общения, что он не понимает, как себя с ним вести.

A beautiful day in the neighborhood

При этом местный мистер Роджерс берется за людей как за проекты, он настойчив и иногда манипулирует. В этом есть причинение людям добра. Но ему это прощаешь, потому что он он без пяти минут волшебный персонаж, который приходит и меняет жизнь людей к лучшему. Эдакая Мэри Поппинс или няня МакФи. От него никогда не исходит угрозы, и он не злоупотребляет своим положением.

 Я не могу не думать, что вот вам пожилой богатый белый мужчина. Да не просто рандомный дедуся, а известный телеведущий. Люди знают его с детства и доверяют ему. Он обладает огромной властью. Что он с ней делает? Пристает к ассистенткам? К зрительницам и поклонницам? Может, он делает фото чьих-то коленок «по приколу»?

Нет, он реально пытается узнать людей, которые появляются в его жизни. Не рассказывает, как им жить, а слушает! Он пытается помочь человеку, потому что — и это просто вынос мозга — ему не всё равно! А че так можно было?

Главный герой и остальные

Прелесть журналиста, вокруг которого вертится вся эта история, в том, что он — обычный человек. Он не “американский герой” и не “святой при жизни”, как легендарный ведущий. Но он тоже важен! Даже в выборе героя видна философия мистера Роджерса.

В парне много злости и непережитого горя. Он песимист и не слишком любит людей. Но он любит жену, старается быть хорошим отцом, он хороший журналист. Иногда он жестокий и иррациональный. Но в этой картине мотивация есть всегда и для всего. Даже когда он ведет себя как козел с точки зрения других персонажей, зритель понимает, в чем дело. (Как ребенок,  которого отец бросил с матерью, я его на 150% понимаю и сделала бы то же самое).

Его играет Мэттью Риз, и он молодец. Горе-папашку играет Крис Купер, и это отличная актерская работа. А вот персонаж ровно такая сволочь, как нужно для истории.

Не факт, что фильм пройдёт тест Бехдель, но женщины в нем есть, и они важны. У героя есть любимая жена, сестра, главная редакторка. У мистера Роджерса есть жена, и большая часть его съемочной группы — женщины. Просто центральная история не про них.

В данном конкретном случае я готова это пережить. Кино ж про эмоциональное образование для взрослого человека с травмами. Не мужчины, а именно человека. Меня раздражает, что идентифицировать себя предлагается с очередным дядькой. Но зато, когда журналист и Фред Роджерс остаются один на один для интервью, это не заставляет меня внутренне напрячься. Как случилось бы, если бы это была женщина.

Итог

Это один из моих любимых фильмов прошлого года.  А режиссер тут, между прочим, женщина! Мариэль Хеллер. Это её третий фильм и, по ходу, за ней стоит следить. Мне интересно, почему её не номинировали на Оскар? Эта работа в разы лучше, чем какой-нибудь “Ирландец”.

Ну и если вы не заметили, мне очень понравился Фред Роджерс. Люблю, знаете ли, добрых людей и мужчин, которые одним своим существованием ломают представления о том, какими могут быть мужчины. Отдельные лучи любви и обожания за линию главного героя и его сына-младенца.

Кино может заставить вас расчувствоваться, но бережно и с обязательным катарсисом в финале. Даешь больше такого кино!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 − 5 =