детективы,  кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино

Перри Мэйсон/Perry Mason 2020 (1 сезон)

Так! Я открыла для себя шикарный детектив, и он даже не британский и не шоу, которое я смотрела 10 лет назад! Так что вы срочно должны о нем узнать! 😉

Кто такой?

Перри Мейсон — герой романов Эрла Гарднера, классика американских детективов. Про него на русском и на англ. Он адвокат и специализируется на защите клиентов в суде (по уголовным преступлениям). Олдскульный Перри Мейсон берется даже за “безнадежные” дела, проводит собственное расследование и заставляет настоящих преступников сознаться прямо в зале суда. Сцена из “Блондинки в законе”, где Элль “раскалывает” убийцу во время допроса — это классический прием Перри Мейсона. Всего есть 82 романа и четыре рассказа

Фильмы о нём начали выходит ещё в 30-х. Потом было радиошоу, сериал в 50-60-х и ещё позже телефильмы. В общем, Перри Мейсон периодически возникал на экранах до 1995 года, и для некоторой части американских зрителей это махровая классика. 

Если бы сериал вышел не в 2020-м, их попы горели бы ярче. (А так всем было не до того)). Потому что тут рассказывают предысторию этого персонажа, и он вообще не похож на лощеного благородного адвоката. Вместо него типаж “Толик, местный алкоголик”. Но тем интереснее трансформация!

Триггер-ворнинги: смерть ребенка, обезображенные трупы (в том числе этого самого ребенка, не сильно, но впечатление оставляет жутковатое), убийства, насилие, короче, полный пакет HBO после “Игр престолов”.

Краткое содержание

Лос-Анджелес, самое начало 1930-х. Это тот же период, что в “Манке” (я о нем писала на канале тут и тут). Вокруг последствия Великой депрессии, продажные копы, расизм и Сухой закон. Ну и Золотой век Голливуда начинается прямо за кадром, так что некоторое количество стильных платьев и шляпы-федоры в кадре мелькнет 😆.

Главный герой (Мэттью Ривз, которого я запомнила в Прекрасном дне по соседству) — ветеран Первой Мировой, и его ещё кроют флэшбеки. Он весь такой циничный и бухающий частный детектив, эталон нуара. Жена от него ушла, ребенка он толком не видит. Батя из него паршивый, даже подарок на Рождество нормально отправить не может. Зато может заявиться в гости бухим без предупреждения. Ну то есть, вообще никак не образцовый гражданин и даже ещё не адвокат.

Он живет на загибающейся ферме, которая досталась ему по наследству и оказалась посреди летного поля. Периодически он спит с хозяйкой этого поля. Хотя лучше сказать, что периодически они трахаются, потому что именно спать рядом с ним ей не интересно. Она вообще хочет купить его ферму и построить на ней ещё одну взлетную полосу. Но Перри уперся рогом и не продает. Хотя ферма ему нафиг не нужна. Он просто увяз в своих травмах и ему не хочется ничего менять.

Кроме обычной работы частного детектива, он ещё трудится на адвоката (Джон Литгоу, который Черчилль из “Короны”). Так он оказывается втянут в защиту родителей, у которых похитили и нечаянно убили ребенка. А полиции Лос-Анджелеса настолько неохота напрягаться, что они даже не пытаются искать убийц. Вместо этого сначала обвиняют отца, а потом мать.

Но за этим убийством и требованием выкупа в 100 000 долларов стоит гораздо более запутанная история. И в ней кто только не замешан, включая евангелистскую церковь харизматичной проповедницы (Татьяна Маслани! 😍 ).

Это нуар, детка

Да, это чистый натуральный свежевыжатый нуар 😄. Который я обычно не люблю из-за всяких femme fatale, роковых женщин, то бишь.  Но “Перри Мейсон” — это нуар, который можно смотреть в 2021 году. Тут покажут расизм, сексизм, женоненавистничество и токсичную маскулинность. Но у вас не будет никаких сомнений в том, как шоу к этому относится.

Это не идеализированные 30-е, и не относительно благополучная жизнь того же Германа “Манка” Манкевича. Мир героев гораздо ближе к жизни обычных людей в Лос-Анджелесе и в Америке вообще в то время. Мрачные грязные улицы и переулки, все в страхе потерять работу, все постоянно пьют bathtub gin (“джин из ванной”. На самом деле, просто любой алкоголь домашнего производства), потому что Сухой закон. Пока кто-то перебивается грошами, звезды буквально обжираются (там выразительная сцена с этим!).

Конечно, главный герой по-прежнему гетеросексуальный белый мужчина среднего возраста 🙄 , но вокруг него мир играет красками. В Лос-Анджелесе есть темнокожее население, потому что они не исчезли из Штатов после отмены рабства, чтобы вернуться в 60-е ради Движения за гражданские права. (Забыла, кто это сказал. Кажется, темнокожая писательница Беверли Дженкис. Найду ссыль, вклею!)

 Есть латиноамериканцы потому, что Мексика за забором (и вообще сначала Калифорния была испанской колонией, а потом ещё и частью Мексики). И туда, как и сейчас (ну, кроме этого года), ездят бухать и в казино. Ещё там есть иммигранты из Южной Азии, потому что их тоже исторически в Калифорнии было много. Это же тихоокеанское побережье.

Герои второго плана

Вокруг Перри Мейсона столько колоритных персонажей! Актеры подобраны офигенно, и они все так играют! Директоркам по кастингу надо медали выдавать! (Их было две, Sherry Thomas и Sharon Bialy. Это была минутка “подсвети женскую работу в кино и на тв”))) 

Пожилой адвокат, которого играет Джон Литгоу, — весь такой олдскульный. С одной стороны, наставник, отцовская фигура и добрый-честный-благородный, с другой, со своими скелетами в укромных местах, периодически труслив и, конечно, сексист.

Больше всего от этого прилетает секретарше по имени Делла Стрит. Он к ней не пристает. Просто воспринимает весь её труд как должное, даже когда она делает гораздо больше, чем должна. И вообще она слишком умна для этой работы. Но она женщина, стать адвокатом ей трудно (см. историю Рут Бейдер Гинзбург или документалку). Плюс она лесбиянка. И её линия с партнершей нормально вплетена в повествование. Это не (совсем) квир-бейтинг. Хотя я бы хотела, чтобы про нее показали гораздо больше.

Проповедница

А ещё в этом сериале есть харизматичная проповедница. Она такая многогранная и вызывает у меня столько вопросов, что прямо ух! Её зовут сестра Элис, и у нее есть реальный прототип — сестра Эйми. Она из Канады, как и вымышленная героиня, и она основала очень успешное и популярное ответвление христианства в Лос-Анджелесе в начале ХХ века.

Линия сестры Элис — весьма язвительный комментарий про церковь, её изнанку и роль в жизни людей в Штатах. Она и её токсичная мать (крутая роль Лили Тейлор) создали свою евангелистскую церковь (их же много разных). Они явно вложили в это кучу сил и добились успеха. Но в сериале церковь уже на стадии богатой коммерческой организации, и почти всю власть там перехватили мужчины. Когда у сестры Элис случается видение (или припадок, для кого как), эти “отцы церкви” заявляют матери, что ей надо дочу-то утихомирить. А то одни проблемы от этих “истеричных женщин”.

У сестры Элис есть (залихватское и слегка абсурдное) радиошоу, ее проповеди — театр одного актера (а иногда и не одного). Это вроде как насквозь лживо, но каким-то людям в сериале она правда дает надежду и что там ещё религия должна давать людям. И самое интересное, что героиня верит в то, что делает. До определенного предела.

Проповедница и её мать — замечательно сложные и неоднозначные женские персонажи. Ну и выставить церковь в таком свете в сериале — это такой прелестный плевок в кодекс Хейза (вот про него Шульман недавно рассказывала)

Сначала может быть не ясно, как церковь связана с основным сюжетом. Потерпите! В истории куча хитросплетений, но к финалу всё встает на свои места. Сценаристам “Перри Мейсона” впору семинары давать о том, как подбирать все сюжетные хвосты.

Мать и темнокожий полицейский

Мать убитого ребенка тоже показана неоднозначно. Она не невинная жертва. У неё неудачный брак, невнимательный муж, она загнана в роль матери и хорошей жены, ей там душно. Но её попытка “подышать свежим воздухом” оборачивается трагедией. Она не виновата в смерти своего ребенка напрямую, но она не святая. И ей можно выкатить претензии, если очень хочется. 

 Ещё один герой, которого система загоняет в роли, — темнокожий полицейский Пол Дрейк. Ему никогда не продвинуться по карьерной лестнице просто из-за цвета кожи. Он всегда будет патрульным и только в кварталах, где будут не рады белому полицейскому. И он это знает! А ещё он знает, что если он хочет работать в полиции, ему придется попрощаться с совестью и моральными принципами. 

 У него, наверное, самый сложный моральный выбор во всем сериале. Гораздо сложнее, чем у Перри Мейсона. Потому что ему, если что-то пойдет не так, прилетит гораздо сильнее. По этому сериалу опять же понятно, почему BLM возникло и против чего в Штатах протестуют. За парня реально страшно иногда, а у него ещё жена беременная. Это шикарная актерская работа, актер одновременно очень зажатый, и у него на лице все написано.

А ещё есть детектив-помощник Мейсона и патологоанатом! Если я про всех буду писать, наверное, выйдет слишком много буков. Лучше просто посмотреть! 😜

А сам Перри Мейсон-то как?

Он, как и все в этой истории (кроме Деллы, наверное), не однозначно положительный. Но это не антигерой, который фактически мудак, но из-за того, как шоу его подает, вам вроде как положено думать, что у него есть шанс на “искупление грехов”. См. главный герой “Во все тяжкие”.

Перри Мейсон сложный и с недостатками, но моральные принципы у него есть. Главный из них, наверное: “Есть то, что законно, и есть то, что правильно”. Звучит слащаво для такого мрачного реалистичного сериала, но герой правда им руководствуется.

Ещё мне понравилось, что это шоу не скрывает, что у Перри Мейсона никогда бы ничего не получилось, если бы не окружающие его люди. Это не одинокий волк, это мудаковатый алкаш с хорошими коллегами и друзьями. По сравнению с тем, что всплывает в воображении при словах “нуарный герой”, это прогресс!

Ритм и эстетика

Сериал долго разгоняется. Возможно, вас не сразу затянет. (хотя я залипла с первых кадров. Чем сама себя удивила!) Но ко второй половине сложный сюжет, где все со всеми связаны, наконец встает на рельсы и дальше мчится без остановок. За сюжетом даже не всегда видно эмоции героев, интересные побочные линии, но они там есть. Этот сериал станет только лучше от пересматриваний.

И какая же тут шикарная мрачная атмосфера и эстетика! “Манк” одобряет, хотя со звуком и ч/б тут, разумеется, никто не заморачивался. Ограничились приглушенными цветами и их темными и грязными оттенками. Но снято шикарно!

Суперпродажная ленивая полиция, которая крышует бордели и преступников, напоминает фильм “Секреты Лос-Анджелеса”/L.A. Confidential. Но вообще, сериал с миллионом триггер-ворнингов ощущался для меня безопаснее, чем полицейские шоу, типа “Касла”, где обезображенных покойников на экране нет. (Ну, почти). Потому что “Перри Мейсон” — шоу нового, простихосспади, времени в котором большинство людей не может себе больше врать, что преступления происходят из-за отдельных плохих людей, а не потому что система не работает, и что полиция кого-то бережет, кроме себя. Здесь эту тему поднимают, не стесняясь. И разумеется, детективная линия от этого только выигрывает.

P.S. Если вы хотите нуар с главной героиней, есть первый сезон “Вероники Марс”. Там бодренький Лос-Анджелес 2000-х, но по факту героиня расследует свое изнасилование и  убийство лучшей подруги. Куда нуарнее? Только шмоточек и машин из 30-х не хватает!

========================================================

Больше про кино и сериальчики с интересными ссылками и язвительными комментариями в моем телеграм-канале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пятнадцать − одиннадцать =