Reunion at Fairborough
кино про любовь,  кино, вино и сериалы,  старое сериало-кино

Reunion at Fairborough 1985

Вступление

Эйджизм, или как зовет его википедия, дискриминация по возрасту — мерзкая штука. На то она и дискриминация. Меня, как водится, особенно печалит, как паршиво пожилые люди представлены в кино и в сериалах.

По сравнению с тем, что творилось в ХХ веке, ситуация стала лучше. Но все равно в американских фильмах и сериалах днем с огнем надо искать людей, выглядящих на свой возраст. И они обычно на второ- или третьестепенных ролях бабушек, дедушек и всяческих умирающих родственников.

Процентное соотношение фильмов/сериалов с ними в главных ролях от всей выпускаемой продукции будет просто ничтожным. В британском кино ситуация чуть получше, но все равно это совершенно не пропорционально количеству пожилых людей в обществе.

Это гаденько, потому что

а) портит жизнь людям в возрасте. Репрезентация важна. Видеть похожих на тебя людей, которые делают крутые штуки или даже просто живут, — полезно. Это провоцирует мысли в духе: “А чо так можно было?” А потом и действия. Вот, кстати, офигенный пример.

б) мы все такими будем. (Если повезёт). Мы все постареем. Массовая культура превратила это в трагедию и/или в нечто табуированное. Как месячные. И меня это всегда очень бесило. Потому что я с детства хотела быть клевой бабушкой!

Минутка личных историй

Меня бесит, когда мне в рекламе рассказывают, как убрать морщины и признаки старения. Как будто это что-то отвратительное. Может, я не хочу их убирать! Я росла с бабушкой, которая выглядела как нормальная среднестатистическая бабушка (то бишь, как английская королева в неофициальной обстановке 😆). И для меня она всегда была самым красивым человеком в мире! Потому что красота — это не отсутствие морщинок. Это близость, доверие, доброта, и когда тебе с этим человеком безопасно. И свет в глазах, ага.

Поэтому я люблю кино с актрисами и актерами в возрасте. С Мегги Смит, с Джули Эндрюс. А ещё я смотрела “Аббатство Даунтон” ради экономки и дворецкого. И таки моё терпение было вознаграждено. Кто смотрел(а), те знают 😉

Моё последнее увлечение — Дебора Карр. Вообще-то, я люблю кино с ней в любом возрасте, потому что она фантастически хорошая актриса. Вот, например, я писала про Меловой сад с ней и про древний блокбастер Копи царя Соломона.

И вот намедни я наткнулась на фильм, где она в возрасте, — как раз на этот самый Reunion at Fairborough. У него даже нет русского названия на кинопоиске. Но для меня оказался прямо 10 из 10!

Триггер-ворнинг на попытку суицида

Краткое содержание

Слово Reunion трудновато переводится на русский. Иногда это встреча выпускников, здесь речь идет о встрече ветеранов. Но у него есть и более буквальное значение — воссоединение. Так что в названии некоторая игра слов.

80-е годы. Главный герой (Роберт Митчем) — пожилой чикагский бизнесмен. Его “ушли” на пенсию, от него ушла жена, и теперь он думает свести счеты с жизнью. Но в самый неудобный момент ему звонит бывший однополчанин и зовет на встречу ветеранов.

Во время Второй Мировой они служили в летной эскадрилье, и их база была недалеко от Кембриджа. У главного героя не то чтобы много других дел, поэтому он летит в Англию.

Там он первым делом ищет девушку, с которой у него был роман во время войны. Разумеется, теперь она уже бабушка. Причем, выясняется, что он принял непосредственное участие в том, чтобы она ею стала. После того, как он улетел домой в 40-х, она родила от него дочку, и теперь у них есть общая внучка.

Как видите, сюжет прост, и с самого начала очевидно, чем дело кончится. Но как и положено в жанре romance, интрига не в финале, а в том, как герои до него доберутся. А это будет гораздо сдержаннее и одновременно откровеннее, чем вы ожидаете.

Химия

Итак, дедушку играет Роберт Митчем, а бабушку — Дебора Карр. Оба — легенды кино. Считается, что расцвет их карьер пришелся на 50-е и 60-е. (Но я б поспорила. Чисто из вредности))). Это их четвёртый и последний совместный фильм, и в жизни они тоже дружили.

Поэтому невозможно передать словами, КАК потрясающе они взаимодействуют на экране 😍 Я могу описать взгляды, жесты и интонации, но на них дело не заканчивается. Это экранная магия. Они прямо излучают теплоту и симпатию друг к другу.

Но они оба достаточно хорошие актеры, чтобы помимо этого показывать ещё целый вагон эмоций. Особенно Дебора Карр. Целый спектр эмоций в одном взгляде и позе — это прямо её конек.

Ещё им повезло со сценарием. Потому что история звучит сентиментально, но на деле в этом фильме 1985 года честнее говорят про отношения, чем в ромкомах 2000-х.

Например, в какой-то момент главные герои вспоминают своё свидание в молодости и ржут. Она ужасно нервничала, нарядилась, как могла, надушилась дешевыми духами, репетировала перед зеркалом. А на самом свидании выпила лишнего, и её тошнило в кустах, а он держал ее волосы! Уж не знаю, жиза это для вас или нет. Но это весьма неожиданное воспоминание для потенциально суперслащавого кинца про любовь 🤷

Крутейшая героиня

Меня приятно удивило, как подается, что героиня забеременела в 18 лет от человека, который ей не муж и даже не жених. Она приняла решение оставить ребёнка, но не искать главного героя и не просить у него поддержки. То есть, в 1940-е годы она одна живет в мелком английском городишке и рожает внебрачного ребенка. Но в картине нигде и никогда нет даже намеков на слатшейминг.

После войны, конечно, осталась куча вдов с маленькими детьми. У меня две прабабушки были в такой ситуации. Но она-то была не вдова! Она никогда не была замужем. И вряд ли это было легко. Но она вырастила дочь. А потом, когда дочь погибла, она вырастила ещё и внучку.

Дебора Карр играет эту героиню с таким достоинством! Не с высокомерием, без морализаторства, а именно с тихим достоинством. Она крутая, она знает, что она крутая. И она не позволяет окружающим стыдить себя за свои решения.
Диалоги о том, почему она ничего не сказала главному герою, офигенны!

Он, уже после того, как узнал о внучке и дочке:

Ну, в какой-то момент ты поняла, что беременна. У меня было право знать.

Она, абсолютно не смущаясь:

Да что ты! И что б ты сделал?

Он:

Ну, я хотел бы думать, что я бы… (и тут он замялся).

Она:

Ты даже сейчас не уверен.

А вот ещё один офигенный диалог:

Он: Ну, наверное, тебе было бы не так просто меня найти, даже если б ты хотела.

Она: Я не хотела. Я приняла решение, и на этом вопрос был закрыт. Мне это нелегко далось.

Он: Я себе представляю. Лишать отца его ребёнка!

(У меня перед глазами сразу встают все эти «лишенцы», которых «коварные» бывшие супруги «лишают» детей 🙄 А они, бедненькие, так расстраиваются, что решают вообще не помогать растить ребенка. Иначе почему у нас в стране долг по алиментам 152 миллиарда(!) рублей за 2019 год?)

Она: Ты правда думаешь, что я делала именно это? Лишала тебя ребёнка?

Он: Может, ты просто пыталась сделать ситуацию легче для меня. Не загонять меня в угол.

Она (после взгляда на миллион): Ешь уже.

Он: Почему ты была так уверена, что я бы не… ну, ты меня вроде неплохо знала. Ты знала, какие чувства я к тебе испытывал…

Она:

Карл, прекрати. Зачем ты это делаешь? Смысл сейчас в это лезть? Мне было 18, мне пришлось принимать решения самостоятельно, и я их приняла. И ты мне теперь хочешь сказать, что я поступила неправильно?

Deborah Kerr in Reunion at Fairborough

Поднимите с пола вашу челюсть

Американский ухОжОр её ответами не смущен и всячески пытается возобновить роман. Думаете, главная героиня сейчас с размаха упадет в его объятия и они начнут всячески жить долго и счастливо, потому что это же слащавое кино про любовь старичков? Лол! Ей это вообще не особенно надо. Она с ним общается, ей прикольно вспомнить молодость, но вешаться на него она не спешит.

Так что он уговаривает её провести ночь вместе только ближе к финалу. И когда она соглашается, она делает это осознанно и весьма практично: никаких ночёвок в ее доме. Она живет в этой деревушке, у неё соседи, её все знают. То есть, она соглашается на романтическое приключение, просто потому что ей хочется! Она минимизирует последствия и снова ничего от главного героя не ожидает, кроме приятного общения.

На моменте, где героиня Деборы Карр (64 годика) отправляется со своим летчиком (Митчему было 68) в отель, я сидела с отвисшей челюстью. Потому что в фильме 1985 года (очень деликатно и без деталей, но не оставляя никаких сомнений) показали двух людей за 60 вместе в постели после секса!

Это чудеса репрезентации для такой возрастной группы! Я с трудом могу представить такую сцену в современном мейнстримном кино или сериале. Из 80-х я ее точно не ждала!

Нет, я могу вспомнить пару названий. Но именно что пару. Например, мне сразу пришел в голову фильм Something’s gotta give/“Любовь по правилам и без”. Но Джеку Николсону на момент выхода фильма было 66, а Дайан Китон только 57. И герой Николсона до этого пытался переспать с её дочкой 🙄

Герой

При сравнении с товарищем из “Любовь по правилам и без” местный главгерой, конечно, выигрывает по всем пунктам. Но — и это меня тоже приятно удивило — в Reunion at Fairborough никто не пытается сделать вид, что он — рыцарь без страха и упрека.

С его  попыткой суицида тут обошлись как-то слишком легко. Хотя из-за неё понятно, почему он так цепляется за героиню. Дома в Чикаго его ничего не ждёт.

По фильму очевидно, что сомнения героини по поводу желания героя жениться на ней и стать отцом были вполне обоснованы. Когда закончился его срок службы, он вернулся в Штаты и сорок лет её не искал. Это не какой-то романтический герой, который кидался к ее ногам и умолял сделать его самым счастливым человеком на планете. А она, жестокая, ему отказала.

В картине заметно, что он не уверен в своих чувствах и постоянно мнется и сомневается. И героиня это видит, и принимает решения с учетом этого. То есть, она его действительно знает.

К финалу он решает, что хочет остаться с ней. На что она ему честно отвечает: “Моя жизнь в порядке”. Мол, ты, конечно, очень милый, но ты мне никуда не упал.

К счастью, это не “Ла-ла лэнд”, и счастливый конец тут всё-таки будет. Точнее, подразумевается, что он счастливый, и дядя остался. Но вам этого не покажут. Героиня просто скажет, что ждёт его на чай. То есть, создатели фильма и тут удержались от соблазна вставить какую-нибудь зверски слащавую сцену в качестве эпилога. Но и страдать от неизвестности вас не бросили. Я очень оценила такой подход.

Что тут ещё есть

Внучка главных героев — активистка и выступает за ядерное разоружение. Подана она тоже не прямолинейно. С одной стороны, она нужна, чтобы показать разницу поколений. И она будет раздражать тех, кого раздражают нынешние активистки и активисты. Но меня она восхищает. Её 19, а она уже так политически активна! Ей настолько не все равно, что она участвует в протестах!

Reunion at Fairborough 3

Герой считает, что она преувеличивает и вообще, это у неё молодость и бла-бла-бла. А она относится к нему предвзято, потому что он —американец. Они не всегда понимают друг друга, но динамика у них интересная. Эта линия мне тоже понравилась.

А ещё внучка слегка зла на свежеобретенного дедушку за то, как он поступил с её бабушкой. Ой! Я же забыла про такой интересный момент в фильме!

Герой жалуется, что он не понравился внучке. Героиня отвечает, мол, не переживай, у неё такой период в жизни, когда все мужчины враги. Плюс, ты же коварный соблазнитель, который довел меня до греха.

И тут герой смотрит ей в глаза и спрашивает: “Я это правда сделал?” Дальше следует ещё один взгляд на миллион от Деборы Карр, и она ему не отвечает! 😱

Ещё интересно посмотреть на отношение ко Второй Мировой ещё бодрых и полных жизни ветеранов и молодежи 80-х. Высказывания про США и их политику не утратили актуальности. Рассуждений на тему ядерного оружия и войн вообще я тоже не ожидала.

Бонусом идет довольно честная линия со спившимся ветераном. Но вам придется посмотреть фильм самим, чтобы составить о ней суждение. Мне слишком нравятся главные герои, чтобы от них отрываться 😍

Итог

Я так мало ожидала от этой картины, что она меня со всех сторон приятно удивила.

Фильмов про романы людей за 60 ничтожно мало. А уж не-кринджевых, после которых нет неловкости за актеров, и того меньше. Спасибо, эйджизм, культ молодости и идея о том, что женщинам в таком возрасте давно пора на свалку истории 🙄 Так что этой находкой я планирую любоваться ещё долго.

Reunion at Fairborough не выходил в кинотеатрах. Он был сделан для HBO, которое, оказывается, выдавало крутые проекты ещё в 80-х. Его нет на торрентах, зато он есть целиком на ютьюбе! Но только на английском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *