Голодные игры
кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  Что это было?

Голодные игры/The hunger games

Краткое содержание

Я рассуждаю обо всей франшизе целиком, а не только о первой картине. Это 4 фильма, основанные на трилогии Сьюзан Коллинз. Они выходили с 2012 по 2015, и это, пожалуй, самая известная young adult антиутопия с сильным женским персонажем(тм) в центре.

Дело там происходит в Панеме. Это постапокалиптическое государство на территории США. Оно разделено на 12 дистриктов, где все борются за выживание, и столицу, где все с жиру бесятся. Бонусом идет дистрикт 13, который пытался возмущаться, и его загнали в подполье.

Правит там президент Сноу, судя по всему, автократ и паршивый правитель. Но об этом позже.

Для удержания народа в повиновении каждый год проводятся Голодные игры. В них участвуют по мальчику и девочке (с 12 до 18 лет) из каждого дистрикта. Их заводят в специальную высокотехнологичную арену и заставляют убивать друг друга, пока не останется один. И все это показывают по телевизору на всю страну!

И вот на 74-й год(!) после начала этого безобразия от дистрикта 12 на игры прибывает главная героиня франшизы — Китнисс Эвердин. Она отказывается играть по правилам Капитолия и нечаянно провоцирует революцию.

Любовная геометрия

Это было очевидно, ещё когда франшиза выходила, но сейчас особенно бросается в глаза: любовный треугольник тут не пришей кобыле хвост. Он портит даже сильные части №1 и №2. В двух последних он бесит.

Возможно, по моим рецензиям не скажешь, но я люблю качественно выстроенные любовные линии. Прям чтоб с завязкой, эскалацией, кульминацией и всем, что положено. А ещё я такая страшно требовательная, что хочу химию между актерами, изображающими любовь.

И если первое в “Голодных играх” (во всей франшизе, а не только в первом фильме) с грехом пополам можно наскрести, то со вторым — катастрофа. Дженнифер Лоуренс отбывает повинность рядом с Джошем Хатчерсоном, который играет Питу. А героя Лиама Хемсворта слишком мало для полноценных отношений.

Треугольник в этой истории — дань моде. Привет, “Сумерки”! Но Китнисс Эвердин — совершенно не та героиня, у которой есть время на мужиков. Она обеспечивает семью, потом ей надо выжить на арене, а потом она и вовсе нечаянно становится лицом революции и участвует в войне! Какие нахрен два парня? Ей одного бы выше крыши хватило.

Гейл должен умереть!

Совсем без мужика или какой-то значимой для Китнисс персоны нельзя — финал первой части с ягодами не сработает. А без него разваливается линия «Китнисс — лицо восстания».

Поскольку Пита важен для сюжета, я б оставила его. (Только актера бы другого выбрала. Хоть того же Лиама Хемсворта, если он вам так дорог). 

В идеальном мире, где люди верят в дружбу между мужчинами и женщинами детородного возраста, Гейл и Китнисс были бы просто друзьями. Без романтических намеков.

Но раз пока в такое трудно поверить, Гейл должен исчезнуть. В фильмах (не в книгах!) он — персонаж-торшер. Если его убрать, хуже не станет. А вот без Питы многое в сюжете не прокатит.

А счастье было так возможно

Если оставить только одного кавалера, Китнисс не просто ничего не теряет как героиня. Её любовная линия обретает четкость и смысл. Это уже не “любит-не-любит-плюнет-поцелует”, а чувства, которые возникли в неудобный момент!

Можно было бы построить развитие на том, что суровая и травмированная Китнисс учится доверять и открываться белому-пушистому герою. Или там, показывать и принимать свои слабые стороны. Представьте, что к концу второго фильма у неё бы это начало получаться. И вот тут Пита бы попал в плен к президенту Сноу!

Вот это был бы накал страстей! Вы бы реально переживали за персонажей. А не ржали, что у нее все равно остался запасной мужик, и это Лиам, блин, Хемсворт! О чем ты, девушка, переживаешь? Тебе повезло!

Вместо метаний Китнисс можно показать, что она правда мечтает о спокойной жизни с любимым человеком. (А не о том, чтобы это все закончилось и от неё все отстали, как в фильмах).

Тогда и финал смотрелся бы менее тошнотворно. Это была бы цель, к которой она стремилась. Которая казалась недостижимой! Но все получилось! Порадуйтесь за неё!

Не было бы неудобного чувства, что вас на@№али. Потому что вашу сильную героиню отправили варить борщи и рожать детей, как женщин в Британии и США, которые пахали на заводах во время Второй Мировой.

Устройство Панема

Но устройство постапокалиптического государства меня внезапно волнует даже больше, чем Китнисс и её простое женское счастье(тм).

Смотрите, какая выходит фигня! В Капитолии высокие технологии, куча товаров явно машинного производства, ховеркрафты и скоростные поезда. Арена вообще работает, как холопалуба (holodeck) из “Стар Трека: Новое поколение”. Там можно запрограммировать что-то, и оно материализуется. Это уже не 3D принтер, там живых существ создают! Злобных обезьян, например.

Но в большинстве дистриктов работают, как в середине ХХ века! Штааа???

Даже если мы забудем на минутку про гуманизм, это же совершенно экономически невыгодно. Вообще никак! Где роботы? Почему всё не делают машины? Почему они не придумали репликаторы еды? Так же проще и быстрее! А освободившееся время и ресурсы людей можно перебросить на то, что никто, кроме них, сделать не может (пусть даже это будут органические фермы 🙄 ).

У вас даже не постиндустриальная, а пост-пост-постиндустриальная эпоха. На кой черт вам вообще уголь???

Если уж президенту Сноу и его окружению так нравится эксплуатировать людей, почему они не делают это более эффективно? Морить людей голодом — невыгодно! Они от этого плохо работают и умирают. А растить новых людей — долго и затратно.

Ладно, я готова поверить, что у правительства Панема совсем беда с эмпатией, они живут в своем информационном пузыре, и в их Багдаде всё спокойно. Но что ж они такие глупые-то? 🤦

Тоталитаризм или нет?

Распрекрасная наша Екатерина Михайловна Шульман говорит следующее о тоталитаризме и авторитаризме:

Свойство тоталитаризма – это всепроникающая обязательная идеология. Которая не просто пронизывает все слои общества, которая имплантирована в систему образования. Более того, весь смысл системы образования состоит в том, чтобы эту идеологию имплантировать в умы граждан. Это полный контроль над информационным пространством. Поскольку идеология общеобязательная, тоталитарная модель не может допустить никакого альтернативного публичного или хотя бы полупубличного слова. Второе, тоталитарные модели — это закрытые модели. Должна быть закрытая граница.

Смотрите, в чём прикол: в Панеме действительно информационное пространство под контролем государства. Тут вопросов нет. Границы действительно закрыты. Точнее, там вообще непонятно, есть ли что-то вне Панема. Если есть, возникает куча новых вопросов:

Почему снаружи никто не вмешивается? Панем с ними договорился? Как? Голодные игры транслируют по тв. Они глушат сигнал на границах? Или люди в других странах тоже могут видеть, как у них в прямом эфире умирают дети? (Мы-то не видим в прямом эфире, что творится в северокорейских тюрьмах). И они все равно ничего не делают? Что там вообще в мире творится?

Панем вообще с кем-то торгует? Если нет, то как они выживают? У них ведь очень нерационально устроена экономика. (Об этом скоро). Но главная проблема в том, что в Панеме нет идеологии. Вообще никакой. А значит, их политический режим — не страшный непобедимый (до поры до времени) тоталитарный монстр, а помесь бобика и хрюшки.

Голодные игры — это не идеология. У жителей Панема нет общей цели поднять, например, страну с колен или догнать Европу в развитии. Они не хотят захватить мир и причинить всем добро. Ради чего это всё? Чтобы все страдали, кроме тех, кто в Капитолии?

Президент Сноу — не тот, кем кажется

Да и главный злодей в этой истории вовсе не фантастически проницательный и расчетливый интриган. Он просто хорошо умеет молчать и загадочно улыбаться. Ну и яд жрать, видимо.

Он пытается газлайтить Китнисс красивыми фразами, вроде “Мир (как отсутствие войны — прим. моё) — это хрупкая вещь”. Но, нет, недорогой президент Сноу! Ваша власть, удерживаемая террором, — это хрупкая вещь. У вашего странного режима нет нормального механизма передачи власти. А значит, он прекратит существовать вместе с вами. Или даже раньше, если вас свергнет вооруженное восстание. Ой, надо же! Так и случилось! Шульман вам надо было слушать, мистер президент! (Авторскую программу Статус или хоть видео про трансфер нашей власти).

Способ правления Сноу просто провоцирует людей на восстание: отсутствие идеологии и малейшего намека на светлое будущее, эксплуатация, голод в бедных дистриктах, чудовищная разница в уровне жизни в метрополии и регионах, отсутствие социальных лифтов. Реально, проще перечислить, что в его политике НЕ подталкивает людей к восстанию.

Голодные игры в качестве оружия террора — это верх тупости. Не террор под покровом ночи, а убийство детей в прямом эфире! Алле, вы вообще с историей своей планеты знакомы? Где это хорошо кончилось?

Страх — неэффективный сдерживающий элемент в долгосрочной перспективе. В какой-то момент люди поймут, что важно не выживание, а качество жизни. И с такой жизнью, как  у них, проще уже умереть в попытках что-то изменить, чем продолжать.

Когда Сноу обвиняет Китнисс в том, что она разожгла революцию, я надеюсь, он её осознанно газлайтит. Не может же он реально верить, что восстание в его стране возникло из-за Китнисс! Она послужила в лучшем случае катализатором, в худшем тупо поводом. Протестные настроения в дистриктах не возникли с началом 74-х голодных игр! Революция случилась бы и без нее. В той политической системе, которая показана во франшизе, это было неизбежно.

Экономика Панема

Вот отличное видео о том, почему Панем — зверски неэффективное государство:

Оно на английском, так что краткий пересказ:

По сюжету каждый дистрикт Панема производит что-то одно. Например, четвертый — рыболовный. Его аналог на карте — Калифорния. В Калифорнии производят не только кино. Там находится Кремниевая долина, есть производство, что-то выращивают, туда приезжают туристы, там даже чего-то добывают в шахтах, прости хосспади! Там с десяток секторов экономики и без сферы услуг.

Производить один вид продукции только в одном регионе — глупо и опасно, потому что один неудачный год, и вы остались без той же самой рыбы, например. Или без овощей и фруктов. У вас нет другого источника, пол-страны голодает. Это уж не говоря о том, что дорого и глупо везти рыбу через всю страну с западного побережья на восточное.

А что делать тем регионам, где есть рыба И овощи-фрукты? Этим же занимается другой дистрикт! Им что теперь нельзя их производить?

Итог

Даже идея голодных игр глупая. Это не “разделяй и властвуй”. Потому что у подавляющего большинства дистриктов нет профессиональных команд, за которые можно болеть. Когда здоровые почти совершеннолетние бугаи из первого дистрикта убивают двенадцатилетних мальчиков и девочек, это не спорт. Тут нет соревнования. Не надо большого ума, чтобы понять, что на арене такие же жертвы.

Голодные игры словно созданы, чтобы спровоцировать людей на восстание.

Короче, Панем должен был пасть. Гейл должен был исчезнуть. Жаль Китнисс втянули в эту заварушку. Ничего хорошего она из нее всё равно не вынесла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − тринадцать =