Jeff Daniels pointing a finger
кино, вино и сериалы,  новое сериало-кино,  Что это было?

The newsroom/Служба новостей 2012-2014

Собери сама

После истории с Иваном Голуновым (блин, по ощущениям это было год назад, столько всякого дерьма в мире успело случиться! Но дело-то было этим летом!) мне захотелось посмотреть кино и сериалов про журналистов и их расследования.

А я ещё и по образованию журналист, так что оно меня очень веселит. Потому что с жизнью оно сравнимо примерно так же, как работа археолога и “Индиана Джонс”.

У меня тут тихонько собирается подборочка рецензий:

The post/Секретное досье

All the president’s men/Вся президентская рать

Spotlight/В центре внимания

А вот и ещё одно название в подборочку: Если собираешься смотреть что-то про журналистов, “Служба новостей” неизбежна. А это сериал Аарона Соркина.

Скопирую-ка я собственный 

Соркин faq!

Микро-справка: Аарон Соркин — возможно, не самый талантливый, но однозначно самый узнаваемый американский сценарист. Он создал сериалы West wing/“Западное крыло” про администрацию вымышленного американского президента и Newsroom/“Отдел Новостей”/“Служба новостей” про… ну вы поняли. А за “Социальную сеть” у него Оскар за лучший адаптированный сценарий.

Он знаменит многословными диалогами, которые актеры произносят на огромной скорости, и изображением очень умных и очень профессиональных людей. Как я рассказывала в посте про “Социальную сеть”, работы Соркина стареют плохо. Возможно, он так прогрессивен в других вопросах, что у меня высокие ожидания. Но как только дело доходит до женщин и идей феминизма, появляется сексизм, глупые шуточки и убогие стереотипы. Об этом и рецензия.

О чём оно?

Угадайте с трех раз 😉

Уилл Макэвой (Джефф Дэниелс, который когда-то играл в “Тупой и ещё тупее”) — ведущий главного выпуска новостей на американском кабельном канале. Он срывается на студентку во время публичной беседы в университете. Она спрашивает, что делает США величайшей страной в мире. И он начинает орать, что вопрос тупой, потому что ни фига она не величайшая, и приводит нерадостную статистику.

После такого его продюсер уходит, и ему назначают нового. Точнее, новую продюсерку Маккензи МакЭйл (Эмили Мортимер). Которая вдобавок его бывшая. И он по ней до сих пор сохнет. Она устраивает ему взбучку потому, что он делает паршивую развлекаловку, а не нормальные новости. В это время как раз случается жуткая экологическая катастрофа, и это их шанс всё исправить.

Они собирают команду молодых неиспорченных журналистов, и начинают делать Единственные Приличные Новости Ever.

Jeff Daniels as News anchor

Что дозволено Юпитеру

Начну я все-таки с выражения восторгов, причем, про другой сериал. Такая вот я внезапная!)) “Западное крыло” Соркина выходило с 1999 по 2006, и это революционное шоу для американского ТВ. Оно про политиков, про работу администрации президента. Причем, не “Карточный домик” с интригами, скандалами и расследованиями убийствами. А история про идеалистов! Которые реально в кадре обсуждают политику, экономику и другие темы, которые в начале 2000-х вызывали у зрителя мало энтузиазма. (Сейчас молодежь становится политизированнее).

И этот сериал захватывающий! Он не нудный и не тягомотный, а назидательность там неплохо упакована. Персонажи клевые, актеры очень крутые, драмы у всех вполне человеческие.

Но ох, как плохо он стареет! (Пример из моего телеграм-канала, ещё пример, ещё пример, ещё пример и ещё пример) Мне очень грустно, но я пересмотрела первый сезон, вспомнила, что дальше лучше не будет, и бросила.

Почему я начала про него? У них со “Службой новостей” много одинаковых проблем. Хотя второй начал выходить в 2012-м и закончил в 2014-м.

Первая и главная проблема: Как я устала смотреть на мужиков, которые ведут себя по-хамски. Особенно, когда создатели шоу всячески намекают, что мы должны им всё прощать. Ведь они несут людям «правду»! И понимают то, чего другие не понимают! И не боятся об этом сказать! А может и проорать это на кого-нибудь из подчиненных или прочих людей, которые ниже по социальному статусу!

Когда феминистки и угнетенные меньшинства говорят похожие вещи, их заливают говном. Но когда это делают белые гетеро мужики, о них делают сериал.

Цивилизовывать

В “Службе новостей” этого особенно много. Например, в четвёртой серии первого сезона Уилл на новогодней вечеринке общается с тетенькой, которая пишет колонку сплетен. Она ожидает, что он её склеит, поцелует под бой часов и, возможно, они радостно уйдут с вечеринки вдвоем. Он за этим к ней и подошел, но отвлекся и теперь читает ей лекцию “Желтая пресса — говно. Вы делаете говно. Как вам не стыдно?”

Я не фанат желтой прессы. Я бы тоже была рада, если бы её авторы и папарацци прекратили работать. И я тоже люблю побухтеть, что кто-то делает говно. Но не так же! Одно дело бухтеть друзьям или даже в пустоту в интернете, другое — бестактно, снисходительно и со злостью вываливать на человека своё мнение на вечеринке(!) абсолютно без запроса с её стороны.

Колумнистка пишет про это в своё издание. Уже другая женщина на свидании спрашивает Уилла об этой истории. И он говорит с ней ещё грубее и оскорбительнее! Потому что её интересует шоу “Реальные домохозяйки”. (Скандал с колумнисткой начался именно с него).

К подобным шоу можно относиться как угодно. Но я не хочу смотреть на мужика, который рассказывает женщинам, что не ок любить то, что они любят.

Стигма, которая сопровождает “женские” жанры, фильмы и увлечения, основана не на каком-то “объективном качестве произведения”. Она существует из-за старой недоброй мизогинии, стереотипов и “я не читал, но осуждаю”.

Например, мейнстримная пресса и непосвященные в жанр читатели судят любовные романы  по тому, что публиковали в 80-х. Но романы-то вовсе не застряли в том периоде. Их пишут и читают женщины, а женщины за эти годы изменились. Среди авторок, рецензенток и читательниц очень много феминисток. И говна в этом жанре не меньше и не больше, чем в любом другом.

Но ни детективы, ни фэнтази, ни научная фантастика, ни young-adult не несут с собой такой стигмы и стереотип о “глупой домохозяйке, которая читает любовные романы”. Развенчать эти мифы сходите сюда

Сейчас просто имейте ввиду, что подобные реалити-шоу иногда и феминистки смотрят. Потому что им хочется. И этого достаточно. А высказывать ваше мнению незнакомым людям по поводу их увлечений, когда они об этом не спрашивали, — это не ок.

Но вернемся к нашим баранам 

Или к одному барану.

Да, такое поведение делает героя сложным и понятным. Круто, что Уилл — не суперположительное бревно. Но есть и другие способы сделать сложного и интересного героя. Вон капитан Пикард из Стар Трек ТНГ. Тоже не без косяков и хороший мужик(тм), но он не орет, что все кругом глупее него и должны исправиться, чтобы соответствовать его стандартам (если только в него какая-нибудь инопланетная дрянь не вселилась).

Капитан Америка — вот уж кто хороший мужик(тм)! Но он не говорит окружающим в обидной форме, что они идиоты. А я уверена, ему хотелось. Уилл Макэвой говорит, что у него миссия “цивилизовывать” людей. Но так людей не “цивилизуют”. Так их стыдят, унижают и злят.

И в конце серии выясняется, что это не он такой мудак. Это его хотят подставить, потому что он говорит “правду» по телевизору! В “Социальной сети” проворачивается точно такой же прием в финале. Соркин, а не пошел бы ты найух ещё раз!

Это всё она!

В “Отделе новостей” напрямую говорят, что главный герой ведёт себя, как мудак, последние три года. То есть, с тех пор как расстался с Маккензи.

И нет, это вовсе не романтично. Это делает женщину ответственной за поведение взрослого дееспособного мужика.

Типа вот она такая плохая! Она его бросила, и он стал мудаком! Но нет, он большой мальчик. Он стал мудаком, потому что он был мудаком. В “Докторе Хаусе” были честнее. Там кто-то начал толкать телегу, что он стал козлом, потому что у него нога болит и его бросила любимая женщина. Но кто-то резонно ответил, что он и до этого не был белым и пушистым.

Если у кого-то хватает мозгов поучать всю страну из телевизора, их должно хватить и не вымещать злость, разочарование и раздражение на окружающих. Но герой даже не напрягается на эту тему, ведь ему ничего за это не будет.

Emily Mortimer in The Newsroom

Уилл и Маккензи

Политповестка из сюжетов сериальной службы новостей через пять лет всё ещё актуальна для США. По сериалу можно понять, как пришли к власти их буйные консерваторы и правые политики с фантастически искаженной логикой.

А вот отношения между мужчинами и женщинами на работе сейчас пугают.

В сериале 2,5 главные пары. Первая — Уилл и Маккензи, ведущий новостей и его продюсерка. Чувствуете конфликт интересов? С балансом власти у них всё сложно. Уилл внес себе в контракт право уволить Маккензи, когда захочет. Он не делает этого в сериале, но технически он может. У неё есть некоторая профессиональная власть над ним. Но это не мешает ему наказывать ее за измену трехлетней давности весь первый сезон.

Это реально кусок сюжета. Уилл приводит в студию одну женщину за другой, чтобы они подождали завершения его программы, и он их смог повести на свидание. На глазах у Маккензи.

Когда он собирается спать с аспиранткой, которая профессиональная чирлидерша, у них случается следующий диалог:

Маккензи:

Ты богатый и знаменитый мужик, поэтому она будет с тобой спать.

Он:

Это звучало не как угроза, а как поздравление.

Маккензи существует в сериале не столько для себя, сколько чтобы быть музой Уилла. Ну просто она ещё типа умная, пашет 25 часов в сутки и организует все закадровые дела, чтобы его программа была идеальной.

Пока ее не было, он был мудак, и все его ненавидели. Но когда она вернулась в его жизнь, он вернулся к “реальным” ценностям и стал хорошим. Спасение души мужика с помощью магической п%&ды. И где я это ещё (не) видела?

Мэгги, Дон, Джим и все, кто не успел увернуться

Но отношения этой несладкой парочки — ничто по сравнению с трэшем, который творится у их подчиненных. 

В первом сезоне ассистентка Уилла Мэгги встречается с продюсером Доном. Он играет “хорошего мудака”, Соркин таких любит. У Мегги и Дона токсичные обреченные отношения, в сериале они так и подаются. Но это из-за того, что по сценарию они должны быть влюблены в других людей. А вовсе не из-за того, что Дон был ее начальником, когда они начали встречаться. Нам не покажут, был ли там харрасмент или нет. Но ааа! Красные флаги!!! 😱

К счастью, в начале первого сезона Дон уходит в другой отдел. Не потому, что ему не ок руководить своей девушкой, а просто там у него перспективы лучше.

А в отделе Мэгги появляется Джим, хороший парень(тм). Они с Мэгги очень нравятся друг другу. Но у обоих в голове творится неописуемый трэш на тему отношений.

Мэгги, например, не хочет бросать своего парня (Дона). Потому что… ну вот не хочет! У неё тараканы, и она нелогичная женщина! И ещё она упертая, и привыкла страдать! Она даже говорит: “I will make this work through sheer force of will”/Я заставлю эти отношения работать, даже если мне нужно будет использовать всю мою силу воли. (Это я вольно перевожу). Зачем? Патамушта.

Кстати, Джим — тоже её начальник. Упс!

А потом Мэгги знакомит этого Джима со своей соседкой и подругой. И те начинают встречаться. Хотя Джим влюблен в неё, а не в соседку. В итоге, страдают все.

Если убрать политику и новости, вы увидите толпу очень умных по сценарию людей, которые совершенно не умеют быть искренними друг с другом, говорить партнеру, чего они правда хотят и вообще обсуждать отношения.

В плане абсурдного поведения влюбленных “Служба новостей” может потягаться с бразильским сериалом начала и середины 90-х. Вот так легендарный Аарон Соркин пишет любовь.

Продюсер Дон и Мегги

Женщина по Соркину

Я уверена, что многие будут мне возражать, когда я скажу, что у Соркина много сексизма. Потому что в “Службе новостей” куча суперкомпетентных женщин: Маккензи, героиня Джейн Фонды, крутая экономистка в исполнении Оливии Манн, девушки, работающие в отделе новостей, Мэгги, наконец.

Женщины действительно очень умные. Но это не отменяет стереотипного изображения. Все героини в этом шоу очень “девочковые” девочки. (Или если хотите, они всячески стараются соответствовать традиционным представлениям о женственности).

Они все красятся, часто носят неудобные юбки и платья, Маккензи постоянно носит лодочки на шпильках и, конечно, там нет никого больше 46 размера. (Зато есть фэтшейминговые шутки!) Или это настолько второстепенные героини, что вы их по имени не помните.

Когда Мэгги внезапно делает короткую стрижку, красит свои светлые волосы и начинает носить удобную одежду темных тонов, это подается как симптом её посттравматического расстройства!

Милые невинные стереотипы

Второй сезон, эпизод первый. Маккензи в баре с Уиллом:

Я могу заплатить за свой напиток сама. (Через минуту) Только я забыла кошелёк в офисе. (Он платит) И мне надо денег на такси до дома. И завтра на утро. (Забирает у него почти всю наличку из кошелька).

Как вам? Иногда люди просто забывают кошельки, безусловно. Но почему мы не видим в этом сериале мужчин в таких ситуациях?

Маккензи, кстати, не умрет от нехватки внутренней мизогинии. Например, в пятом эпизоде второго сезона Уилл нагрубил женщине, а она пожаловалась в твиттере. Маккензи комментирует:

Ей придётся стать звездой, сделав что-то или переспав с кем-то.

“Через постель” — вообще повторяющийся мотив в сериале. Один из сотрудников службы новостей хочет делать историю про троллей. Чтобы работать под прикрытием, он хочет писать дерьмо про кого-то из знаменитых коллег. Он выбирает красивую девушку-экономиста и пишет, что она шлюха и через постель добралась до своей должности. Простите, а почему он не выбрал Уилла? Или другого мужчину-ведущего?

И уж совсем жуть:  в четвертом эпизоде второго сезона начальник угрожает молодой журналистке):

If you don’t want to put on heels and fuck me for an hour, (get to work)/Если не хочешь напяливать каблуки трахать меня целый час, садись работай.

Ещё цветочки

Ладно, давайте что-нибудь менее #metoo. Как насчет дегуманизации?

Уилл разговаривает с начальником:

And I will appeal to her god given humanity/Я буду уповать на данную ей богом человечность.

Начальник:

God didn’t give her humanity. That’s why she’s a gossip columnist./Бог не дал ей человечности. Поэтому она и ведет колонку сплетен.

Этот же начальник в первой серии второго сезона не может назвать ведущую-экономистку по имени. То девушкой её назовёт, то ещё как-то непрофессионально. Это подается как “любя” и “в шутку”. Но вообще это неуважение. А если бы она его звала “дедуся”?

В этом же эпизоде выясняется, что бывший этой самой ведущей выложил с ней ревендж-порн. Думаете, все вознегодуют и накажут негодяя? Скажут в выпуске новостей на всю страну, что это не ок? Ага, щас. Тот самый продюсер Дон, который спал с подчиненной, а теперь имеет виды на нее(!), выдаст ей классическое дурасамавиновата. Мол, ты выбираешь паршивых мужиков, потому что у тебя самооценка низкая.

Olivia Mann in The Newsroom
Ведущая-экономистка

Джим и его девушки

Про женскую солидарность Соркин тоже не слышал. В четвертой серии третьего сезона Мэгги защищает новую девушку Джима, потому что он снисходительно относится к ее работе в интернет-медиа. А ее новый парень говорит, мол, тебе нравится Джим, поэтому ты защищаешь ее. Чтобы не звучать, как стереотип о ревнивой женщине!

Штаааа? Это ж как надо было вывернуть ситуацию, чтобы прийти к такому выводу? Мэгги ведь не может сочувствовать девушке просто потому, что Джим сам к ней всегда относится снисходительно. Нет. Это все из-за мужика! Это ревность!

С этой девушкой Джима вообще печаль вышла. Джим отдал ей свой шанс для интервью с важной шишкой. Она на него злится, потому что это снисхождение и оскорбляет ее как профессионалку. Он ей подачку сделал.

Но это Соркин. Он реально не понимает, как как сложно женщинам доказать свою профессиональность в сферах, вроде политической журналистики. Поэтому по сценарию девушка его мигом прощает и приходит к нему целоваться. Он ж ведь ничего такого не сделал, да? Он хотел, как лучше. Ну подумаешь, все решат, что он тебе помогает, потому что ты с ним спишь. Ну делов-то!

Это были цветочки. Сейчас я вам покажу

Ягодки

В 2012-м до #metoo было ещё жить и жить, а Соркин вам уже говнеца приготовил! В виде стереотипов о женщинах, которые рассказывают о недостойном поведении мужчин.

Первый сезон, эпизод 8. Служба новостей делает сюжет про Энтони Уинера. Это реальная история про конгрессмена-демократа, который рассылал девушкам дикпики и всячески их пытался соблазнить по интернету. Будучи женатым. Когда история всплыла, разразился скандал. И вот на передачу приходит (выдуманная) девушка, которая хочет рассказать про свой опыт с ним.

Собирайте буллшит-бинго стереотипов: она изображена глупой и беспринципной. Она добровольно связалась с конгрессменом. Она наживается на “беде” мужчины.  Она записывает интервью с кучей каналов, берет за это деньги и, конечно, пытается прославиться. Ведь все знают и любят каждую женщину, которая публично заявила о пережитом харрасменте и насилии!

А вдруг женщины обвинят кого-то зря!

В третьем сезоне возникает девушка, которую изнасиловали. Она организовала он-лайн пространство, где девушки предупреждают других о насильниках.

К ней приезжает сотрудник службы новостей и начинает ей задвигать, что ей не стоит приезжать на их передачу. “Мы ведь не можем обвинять без суда и доказательств и говорить об этом на всю страну по тв, потому что вдруг женщины обвинят не тех из мести!”

И девушка ему сама отвечает, мол, когда кто-нибудь говорит, что их обокрали, вы верите. Не сомневаетесь в ее и особенно в его словах. А вот если изнасиловали, то всё. А что если она врёт? А вдруг она пытается мужику жизнь испортить из мести?

А что если её правда изнасиловали? Такой вариант у вас вообще в голове укладывается?

По тв её, разумеется, не показывают.

Финальный аккорд

В конце третьего сезона кабельный канал и службу новостей покупает какой-то богатый долбоклюв. У него PR проблема из-за того, что он мудак на критической стадии мизогинии. Если конкретнее, он нанял женщин-моделей, чтобы они ходили по его вечеринке как “ходячие предметы искусства”. Это цитата. И ещё он платит женщинам меньшую зарплату, чем мужчинам. И всё это просочилось в прессу.

Что с этим предлагают делать в сериале? Героиня Джейн Фонды убеждает его назначить Маккензи главой службы новостей. Чтобы она с ним ругалась и не давала делать гадости.

Ну да. Уилла в человека превратила, давай следующему надраивай моральный облик!

Jeff Daniels in the Newsroom

Водка-медведи-балалайка

И совсем уж на закуску у нас стереотипы о русских. В последнем сезоне Мэгги и Джим оказываются в Шереметьево из-за Сноудена. Им нужно в Гавану, а билетов нет. Они находят русских, чтобы с ними поменяться билетами. Те забирают их билеты в Мадрид и в придачу забирают все деньги и… одежду.

Ааааа! Аааааа! Ааааа! Я могу понять деньги, но ёкарный бабай! Билеты в Гавану стоят значительно дороже билетов в Мадрид. Это я уже молчу, что у них должен быть открытый шенген. Если ты можешь себе все это позволить, тебе не нужна ношеная одежда американского журналиста. Она даже не какая-то пафосная, а тупо обычная одежда. WTF это было вообще?

Что не устарело?

Как я уже говорила, сносно сохранилась политическая составляющая в первом сезоне. В принципе, если вы соберетесь смотреть этот сериал, ограничьтесь первым сезоном. Дальше всё пошло под откос. Для главных конфликтов сезона нагнетали напряжение, а соразмерные последствия прикрутить забыли.

Тем не менее, тут есть приличные проработанные персонажи (Уилл) с понятной мотивацией (снова Уилл) и знаменитые диалоги Соркина.

Соркин либеральный либерал, но когда дело доходит до женщин, он любит старые модели поведения и распределения сил. И он этого не замечает, потому что он делает это из раза в раз в своих шоу и фильмах.

Знаете, что самое потрясающее? Главный принцип новостей, которые делали герои: важна ли информация для избирателей, которые пришли на выборы? Если да, мы про неё говорим, если нет, то пропускаем.

И в последнее время этот принцип воплощает Full frontal с Самантой Би. Громкая злобная феминистка! Она ведёт комедийное вечернее шоу, но если убрать все хиханьки-хаханьки, там рассказывают именно те истории и новости, которые нужно будет знать американским избирателям при голосовании. Этого не делает ни The Late show со Стивеном Кольбером, ни Last week tonight c Джоном Оливером, ни The Daily show с Тревором Ноа, ни прочие ребята, которые шутят про политику. (Серьезные новости я, конечно, не смотрю. Мне, знаете ли, со своей психикой ещё жить и жить, не могу я её на такое тратить). У Саманты Би одно шоу в неделю, но если вам интересна американская политика, вам туда. И заполировать Last week tonight, потому что у него не зря мешок наград «Эмми». Там тщательно разбирают по одной теме в выпуск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *